Таблетки становятся большой роскошью - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Таблетки становятся большой роскошью - «Общество» 16:46 Среда 0 413
10-07-2019, 16:46

Таблетки становятся большой роскошью - «Общество»



Материал комментируют:
Таблетки становятся большой роскошью - «Общество»

Александр Саверский

Андрей Песоцкий

С января по май россияне купили 2,1 млрд. упаковок медикаментов, что на 3,7% меньше, чем за тот же период 2018 года, пишут «Известия» со ссылкой на отчет DSM Group. Сжатие рынка произошло впервые с 2015 года.

Финансовые итоги под стать. В денежном выражении продажи выросли на 1,2% за год, а не за 4?10%, как это было ранее. Правда, общий объем розничного лекарственного рынка по-прежнему громадный — 415 млрд. рублей.

Интересна структура продаж. Импортных лекарств (средняя цена упаковки 365 рублей) в мае текущего года куплено на 9,6% меньше, чем год назад. А отечественных (средняя цена 91 рубль) только на 2,4% меньше.

Причем средневзвешенная цена на импортные лекарства растет быстрее, чем на отечественные: 8% против 5,6%.

Отметим, что отчет DSM Group не стал откровением. Стагнацию аптечных продаж аналитики фиксировали еще в мае на Российском фармацевтическом форуме Института Адама Смита в Петербурге.

Тенденции рынка лекарств становятся особенно важны в контексте проводимой в стране пенсионной реформы. Старики будут нуждаться в хорошем здоровье, ведь им теперь придется работать на пять лет дольше. Если, конечно, пенсионную реформу не отменят.


Читайте также

Как мы относимся к себе, так и Грузия к нам
Случайно ли наши соседи из бывших республик СССР все время пытаются пнуть Россию?

— По нашим данным в первое полугодье, действительно, наблюдалось сокращение рынка лекарств, но только в его безрецептурной части, — говорит генеральный директор фармацевтической компании IQVIA Николай Демидов. — То есть речь идет о продажах безрецептурных препаратов в аптеках. Тут по нашим данным рынок сократился на два процента.

Мы связываем это в первую очередь со снижением покупательной способности населения и отчасти с достаточно слабой сезонной эпидемией простуды и гриппа, которая в этом секторе является важным драйвером для роста рынка.

«СП»: — А на рецептурном рынке по-другому?

— В розничном сегменте рецептурного рынка за пять месяцев мы видели рост около 7% в рублевом выражении. А это примерно половина всего розничного рынка.

Есть еще вторая часть рынка — с госфинансированием. Она состоит из госпитального канала и канала льготного отпуска, где часть нашего населения получает лекарства бесплатно. Там, как ни странно, тоже отмечается рост. Правда, я об этом говорю осторожно, потому что система измерений рынка такова, что она не учитывает факта изменения фазы закупок.

Ведь рынок с госфинансированием функционирует на основе тендерных закупок, и они могут осуществляться в разные сроки. На коротком отрезке могут быть всплески относительно прошлогодней низкой базы. Это вызвано изменениями в регуляторных моментах. Чиновники осторожничали.

«СП»: — Приятно, конечно, всплески рынка выдавать за его рост, но лучше исследовать объективные данные за большой срок…

— Если смотреть на последние годы, то мы знаем, что все это время наблюдается падение доходов населения. И это впервые сильно повлияло на безрецептурный рынок.

«СП»: — Что делать тем, кому лекарства станут не по карману? Переходить на отечественные? Они, кстати, раза в четыре дешевле импорта…

— В структуре импортируемых препаратов большую долю занимают инновационные лекарственные средства, которые просто не имеют в России аналогов. Да, многие из них очень дорогие. Это влияет на цену импорта в целом. Но если мы возьмем сравнимые позиции, то разница не будет столь значимой. Хотя в дженериковом секторе (лекарства с действующим веществом, идентичным веществу первоначального разработчика — авт.) отечественные препараты будут дешевле оригинальных западных. Это парадигма фармрынка.

«СП»: — Может, государству стоит как-то стимулировать приобретение отечественных лекарств? Или это против интересов фармацевтических компаний?

— У нас рынок лекарств свободный. Каждый может выбрать то, что ему надо.

Но надо понимать, что рынок лекарств сложнее, чем, например, рынок продуктов. Это хлеб можно выбрать, буханку черного или французский багет из Парижа, а тут многое зависит от рекомендации врача или фармацевта. Они определяют, что в итоге будет потреблять пациент. В рецептурном сегменте гораздо чаще, в безрецептурном роль фармацевта возрастает, а врача — несколько снижается.

Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский ратует за особое внимание государства к обеспечению населения лекарствами.

— Рынок в последние пять лет в принципе себя ведет не очень хорошо. Если до этого периода все более-менее соответствовало росту потребностей (ведь у нас отставание от европейского уровня потребления лекарств в 5?6 раз и пока оно сохраняется), то сейчас кризисные явления привели к тому, что лекарства стали недоступны.

В госсекторе доступность лекарств еще как-то поддерживается. Там за счет взаимозаменяемости идет серьезная игра на понижение цен. Но в целом цены растут, люди не могут купить то, что им рекомендует врач. Эти жалобы идут к нам постоянно. Мы проводили свой опрос и 81% респондентов сказали, что лекарства для них плохо доступны или недоступны совсем.

«СП»: — Еще бы они были доступны, если на полках аптек полно импорта, а он в среднем в четыре раза дороже отечественных препаратов…

— Тут надо знать две вещи. Первая — под отечественными лекарствами часто понимаются лекарства, производимые в России западными производителями. Разве это отечественное лекарство? На взгляд Минпромторга — да.

А второе — в России нет системы обеспечения лекарствами населения. Наш закон называется «Об обращении лекарственных средств…». То есть государство занимается обращением, а не обеспечением. В том числе в сфере жизненно необходимых лекарств. Многие из них продаются. Хотя в нормальных странах такими лекарствами люди обеспечиваются бесплатно.

Иначе это удар по экономике. Ведь если люди не могут купить нужные им лекарства, у них происходят инсульты, инфаркты, а это ведет к потере трудоспособного населения и большим расходам на лечение. Поэтому то, что нужно у нас сделать — это обеспечить население необходимыми лекарствами бесплатно.

«СП»: — Но вам скажут, что денег на это нет…

— И что, пенсионерам лекарства не давать и не лечить их теперь? Пенсионер, не получивший свою таблетку, вызовет «скорую помощь», попадет в стационар, станет инвалидом, и государство будет все равно за это платить. То есть это в любом случае экономически не выгодно. Лучше дать ему эту таблетку.

По мнению доцента кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрея Песоцкого, тенденции фармрынка позитивно скажутся на импортозамещении в отрасли.

— Динамика фармакологического рынка, в целом, демонстрировала тенденции к росту все последние годы, хотя темпы этого роста снижались, что вызывало тревогу у бизнесменов. Тем не менее, с 2016 по 2018 годы в России рос в натуральном выражении коммерческий сектор фармакологии (на 2?3%), был устойчив и госсектор, заказывающий лекарства. По большому счету, экономическая нестабильность и падение уровня жизни населения сильно не влияли на рынок лекарств.

Более того, существует общемировой тренд на увеличении потребления лекарств жителями развитых стран — среднестатистический городской европеец все менее видит свою жизнь без «химических костылей», которые помогают как бороться со стрессами, так и поддерживать организм в норме даже тогда, когда они не нужны вовсе. Например, проводились исследования — британцы принимают антидепрессанты в количестве, кратно превышающем объем их потребления в годы Втором мировой войны.


Читайте также

Россию накроет «нелетная погода» от Калининграда до Сахалина
В стране скоро будет некого сажать за штурвал самолета

«СП»: — Но мы не британцы…

— Жители России тоже, в целом, следовали этим тенденциям. Тем более что до наступления санкций (в 2013 году наблюдалось рекордное падение стоимости лекарств) — различных лекарств покупали все больше и больше, несмотря на общее снижение реальных доходов населения, и то, что этот рынок лекарств просел — не очень хорошие тенденции, не наблюдавшиеся ранее.

Правда, как показывают исследования, наши люди экономят не на антидепрессантах (их потребление у нас как раз далеко до европейского), а на противомикробных средствах, средствах для лечения кожи — то есть на том, что имеет наиболее широкое применение, и не связано при этом с лечением серьезных болезней. Проще говоря, от простуды и гриппа стараются лечиться самостоятельно, без фармакологии.

Это особенно тяжело для отрасли, поскольку рост последних лет обеспечивался, прежде всего, именно дешевыми препаратами. С другой стороны, есть и некоторые положительные сигналы для сторонников импортозамещения — цена на отечественные лекарства растут быстрее инфляции, но медленней, чем на иностранные лекарства. Поэтому, возможно, возрастет доверие к отечественным препаратам.

Новости медицины: В России разрабатывают препарат для быстрого восстановления после инсульта


Материал комментируют: Александр Саверский Андрей Песоцкий С января по май россияне купили 2,1 млрд. упаковок медикаментов, что на 3,7% меньше, чем за тот же период 2018 года, пишут «Известия» со ссылкой на отчет DSM Group. Сжатие рынка произошло впервые с 2015 года. Финансовые итоги под стать. В денежном выражении продажи выросли на 1,2% за год, а не за 4?10%, как это было ранее. Правда, общий объем розничного лекарственного рынка по-прежнему громадный — 415 млрд. рублей. Интересна структура продаж. Импортных лекарств (средняя цена упаковки 365 рублей) в мае текущего года куплено на 9,6% меньше, чем год назад. А отечественных (средняя цена 91 рубль) только на 2,4% меньше. Причем средневзвешенная цена на импортные лекарства растет быстрее, чем на отечественные: 8% против 5,6%. Отметим, что отчет DSM Group не стал откровением. Стагнацию аптечных продаж аналитики фиксировали еще в мае на Российском фармацевтическом форуме Института Адама Смита в Петербурге. Тенденции рынка лекарств становятся особенно важны в контексте проводимой в стране пенсионной реформы. Старики будут нуждаться в хорошем здоровье, ведь им теперь придется работать на пять лет дольше. Если, конечно, пенсионную реформу не отменят. Читайте также Как мы относимся к себе, так и Грузия к нам Случайно ли наши соседи из бывших республик СССР все время пытаются пнуть Россию? — По нашим данным в первое полугодье, действительно, наблюдалось сокращение рынка лекарств, но только в его безрецептурной части, — говорит генеральный директор фармацевтической компании IQVIA Николай Демидов. — То есть речь идет о продажах безрецептурных препаратов в аптеках. Тут по нашим данным рынок сократился на два процента. Мы связываем это в первую очередь со снижением покупательной способности населения и отчасти с достаточно слабой сезонной эпидемией простуды и гриппа, которая в этом секторе является важным драйвером для роста рынка. «СП»: — А на рецептурном рынке по-другому? — В розничном сегменте рецептурного рынка за пять месяцев мы видели рост около 7% в рублевом выражении. А это примерно половина всего розничного рынка. Есть еще вторая часть рынка — с госфинансированием. Она состоит из госпитального канала и канала льготного отпуска, где часть нашего населения получает лекарства бесплатно. Там, как ни странно, тоже отмечается рост. Правда, я об этом говорю осторожно, потому что система измерений рынка такова, что она не учитывает факта изменения фазы закупок. Ведь рынок с госфинансированием функционирует на основе тендерных закупок, и они могут осуществляться в разные сроки. На коротком отрезке могут быть всплески относительно прошлогодней низкой базы. Это вызвано изменениями в регуляторных моментах. Чиновники осторожничали. «СП»: — Приятно, конечно, всплески рынка выдавать за его рост, но лучше исследовать объективные данные за большой срок… — Если смотреть на последние годы, то мы знаем, что все это время наблюдается падение доходов населения. И это впервые сильно повлияло на безрецептурный рынок. «СП»: — Что делать тем, кому лекарства станут не по карману? Переходить на отечественные? Они, кстати, раза в четыре дешевле импорта… — В структуре импортируемых препаратов большую долю занимают инновационные лекарственные средства, которые просто не имеют в России аналогов. Да, многие из них очень дорогие. Это влияет на цену импорта в целом. Но если мы возьмем сравнимые позиции, то разница не будет столь значимой. Хотя в дженериковом секторе (лекарства с действующим веществом, идентичным веществу первоначального разработчика — авт.) отечественные препараты будут дешевле оригинальных западных. Это парадигма фармрынка. «СП»: — Может, государству стоит как-то стимулировать приобретение отечественных лекарств? Или это против интересов фармацевтических компаний? — У нас рынок лекарств свободный. Каждый может выбрать то, что ему надо. Но надо понимать, что рынок лекарств сложнее, чем, например, рынок продуктов. Это хлеб можно выбрать, буханку черного или французский багет из Парижа, а тут многое зависит от рекомендации врача или фармацевта. Они определяют, что в итоге будет потреблять пациент. В рецептурном сегменте гораздо чаще, в безрецептурном роль фармацевта возрастает, а врача — несколько снижается. Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский ратует за особое внимание государства к обеспечению населения лекарствами. — Рынок в последние пять лет в принципе себя ведет не очень хорошо. Если до этого периода все более-менее соответствовало росту потребностей (ведь у нас отставание от европейского уровня потребления лекарств в 5?6 раз и пока оно сохраняется), то сейчас кризисные явления привели к тому, что лекарства стали недоступны. В госсекторе доступность лекарств еще как-то поддерживается. Там за счет взаимозаменяемости идет серьезная игра на понижение цен. Но в целом цены растут, люди не могут купить то, что им рекомендует врач. Эти жалобы идут к нам постоянно. Мы проводили свой опрос и 81% респондентов сказали, что лекарства для них плохо доступны или недоступны совсем. «СП»: — Еще бы они были доступны, если на полках аптек полно импорта, а он в среднем в четыре раза дороже отечественных препаратов… — Тут надо знать две вещи. Первая — под отечественными лекарствами часто понимаются лекарства, производимые в России западными производителями. Разве это отечественное лекарство? На взгляд Минпромторга — да. А второе — в России нет системы обеспечения лекарствами населения. Наш закон называется «Об обращении лекарственных средств…». То есть государство занимается обращением, а не обеспечением. В том числе в сфере жизненно необходимых лекарств. Многие из них продаются. Хотя в нормальных странах такими лекарствами люди обеспечиваются бесплатно. Иначе это удар по экономике. Ведь если люди не могут купить нужные им лекарства, у них происходят инсульты, инфаркты, а это ведет к потере трудоспособного населения и большим расходам на лечение. Поэтому то, что нужно у нас сделать — это обеспечить население необходимыми лекарствами бесплатно. «СП»: — Но вам скажут, что денег на это нет… — И что, пенсионерам лекарства не давать и не лечить их теперь? Пенсионер, не получивший свою таблетку, вызовет «скорую помощь», попадет в стационар, станет инвалидом, и государство будет все равно за это платить. То есть это в любом случае экономически не выгодно. Лучше дать ему эту таблетку. По мнению д оцента кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрея Песоцкого, тенденции фармрынка позитивно скажутся на импортозамещении в отрасли. — Динамика фармакологического рынка, в целом, демонстрировала тенденции к росту все последние годы, хотя темпы этого роста снижались, что вызывало тревогу у бизнесменов. Тем не менее, с 2016 по 2018 годы в России рос в натуральном выражении коммерческий сектор фармакологии (на 2?3%), был устойчив и госсектор, заказывающий лекарства. По большому счету, экономическая нестабильность и падение уровня жизни населения сильно не влияли на рынок лекарств. Более того, существует общемировой тренд на увеличении потребления лекарств жителями развитых стран — среднестатистический городской европеец все менее видит свою жизнь без «химических костылей», которые помогают как бороться со стрессами, так и поддерживать организм в норме даже тогда, когда они не нужны вовсе. Например, проводились исследования — британцы принимают антидепрессанты в количестве, кратно превышающем объем их потребления в годы Втором мировой войны. Читайте также Россию накроет «нелетная погода» от Калининграда до Сахалина В стране скоро будет некого сажать за штурвал самолета «СП»: — Но мы не британцы… — Жители России тоже, в целом, следовали этим тенденциям. Тем более что до наступления санкций (в 2013 году наблюдалось рекордное падение стоимости лекарств) — различных лекарств покупали все больше и больше, несмотря на общее снижение реальных доходов населения, и то, что этот рынок лекарств просел — не очень хорошие тенденции, не наблюдавшиеся ранее. Правда, как показывают исследования, наши люди экономят не на антидепрессантах (их потребление у нас как раз далеко до европейского), а на противомикробных средствах, средствах для лечения кожи — то есть на том, что имеет наиболее широкое применение, и не связано при этом с лечением серьезных болезней. Проще говоря, от простуды и гриппа стараются лечиться самостоятельно, без фармакологии. Это особенно тяжело для отрасли, поскольку рост последних лет обеспечивался, прежде всего, именно дешевыми препаратами. С другой стороны, есть и некоторые положительные сигналы для сторонников импортозамещения — цена на отечественные лекарства растут быстрее инфляции, но медленней, чем на иностранные лекарства. Поэтому, возможно, возрастет доверие к отечественным препаратам. Новости медицины: В России разрабатывают препарат для быстрого восстановления после инсульта

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl