Эпидемия коронавируса заставила всех взглянуть по-новому на систему здравоохранения. Это относится не только к России. Во всем мире медики пытаются перестроить работу. Речь не о тех, кто находится в инфекционных зонах. Им огромное спасибо, эти люди спасли десятки тысяч жизней, но сама жизнь заставляет искать новые формы для других медицинских направлений.
О телемедицине — новом формате в общении врача и пациента, ставшем особенно актуальном в условиях нынешней глобальной эпидемии, «Свободной Прессе» рассказал Дмитрий Спиридонов, врач акушер-гинеколог родового отделения ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы», доцент кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» Минздрава России.
В прошлом году в рамках ежегодной ассамблеи «Здоровье Москвы» он стал одним из победителей в номинации «Лучший молодой врач акушер-гинеколог года».
— С переходом 17 марта на дистанционный формат работы стараюсь сохранять прежний режим. Будильник на 7.00 утра, завтрак, электронная почта, сообщения в мессенджерах за ночь.
Читайте также
COVID-19: Кто из медсестер драпает из больниц
Даже резко выросшие зарплаты не могут удержать средний персонал на работе
В первый месяц было трудно: новые требования, подготовка учебных материалов и освоение принципов дистанционной работы — всё это добавилось уже к существующему перечню ежедневных задач и даже к 22.00 вечера намеченное на день нередко не выполнялось. И это почти при отсутствии пауз на перерыв.
Ситуация усложнилась в середине апреля, когда в связи с ухудшением эпидемической ситуации в Москве Департамент здравоохранения принял решение перепрофилировать для приёма и оказания помощи пациентам с COVID-19 Центр планирования семьи и репродукции на Севастопольском проспекте, где я как акушер-гинеколог родового отделения сейчас занимаюсь научно-исследовательской работой. Но вскоре, 20 апреля, с учётом положительной динамики заболеваемости в Москве это решение было временно отложено.
«СП»: — Что представляет первичная телемедицинская консультация?
— Она состоит из опроса, уточнения жалоб, анализа имеющихся у пациентки исследований и заканчивается составлением плана дообследования и рекомендациями обратиться на очный приём к конкретному врачу в клинику. Такой формат наиболее удобен в текущей неблагоприятной ситуации, когда нахождение в общественных местах опасно. Благодаря дистанционной консультации удаётся исключить первичное очное посещение врача. На приём женщина приходит уже с минимально необходимым набором анализов и за один очный визит удаётся поставить диагноз и назначить лечение. Можно сказать, что телемедицина исключает ненужные риски и сокращает расстояние между врачом и пациентом.
«СП»: — С какими вопросами обращаются к вам сейчас пациентки?
— Самые частые — о беременности: «Я беременна, всё ли в порядке по анализам?»; «Малыш шевелится слишком активно»; «Как выбрать родильный дом и „своего“ врача?»; «Не удаётся наладить грудное вскармливание». Реже жалуются на проблемы с циклом. Ещё реже — вопросы про семейную жизнь и подбор метода контрацепции. Гораздо реже волнуют коронавирус и особенности соблюдения режима самоизоляции. Возможно, это связано с тем, что кроме акушера-гинеколога дистанционно консультируют дежурный инфекционист и терапевт, у которых также можно спросить совет и получить ответ на волнующие вопросы.
«СП»: — Как вы помогаете выйти из подавленного настроения, если оно налицо?
— Основных причин для беспокойства у тех, кто обращается за помощью, как правило, три: трудности с получением плановой стационарной медицинской помощи; симптомы, похожие на коронавирус; вынужденная самоизоляция. Первые две можно решить за время консультации — обсудив все подробности будущего визита к врачу или на исследование, включая разбор правил соблюдения режима самоизоляции, ношения и смены средств индивидуальной защиты.
«СП»: — Коронавирус для подвергнувшихся этой инфекции беременных — это повод прервать беременность? Приходилось ли вам кого-то отговаривать от прерывания беременности? Если «да», то какие у вас аргументы?
— Если говорить о COVID-19 или похожих симптомах, то их наличие не является показанием к прерыванию беременности. Инфекционные заболевания, которые входят в перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности, выделены отдельным блоком, и состоят из диагностированных клинически краснухи и туберкулёза. В тот же список включены тяжёлые системные заболевания, аутоиммунные или онкология.
Нет, о намерении прервать беременность никто из пациенток мне не заявлял. Правда, обращаются за советом по выбору средств экстренной контрацепции. Объясняю, чем такие препараты могут навредить и какие проблемы в дальнейшем вызвать. Обязательно прошу обратиться к врачу очно, поскольку окончательное решение должно быть согласовано в клинике на приёме. Затем повторно провожу беседу о недопустимости применения таких средств вновь и их отрицательном влиянии на организм.
«СП»: — Можно ли уже сейчас предположить, какое влияние оказывает коронавирус на репродуктивную функцию у женщин и мужчин?
— Данные литературы о влиянии COVID-19 на репродуктивную систему противоречивы. Есть отдельные исследования, в которых вирус находят и в тканях этих органов. На мой взгляд, такой результат вовсе не удивителен. От болезни страдает весь организм. Об отдалённом влиянии коронавируса мы узнаем позже, когда будут проведены крупномасштабные исследования, а также пройдёт достаточно большой промежуток времени. Для вирусов, поражающих органы дыхательной системы, в целом не характерно влияние на репродуктивную систему.
«СП»: — Являются ли беременные группой риска при эпидемии коронавирусной инфекции?
— Безусловно, являются. Несмотря на то что беременность — это физиологическое состояние, она мобилизует резервные возможности организма. Организму женщины приходится работать за двоих, у многих обостряются хронические заболевания. В такой ситуации возможностей бороться и победить вирус при заражении меньше.
Читайте также
«Люди умирают, потому что им оказывается не та медицинская помощь»
Результаты перепрофилирования больниц аукнутся осенью
«СП»: — Какие опасения у вас вызывает течение беременности при коронавирусе? Чего вы боитесь?
— Посещение женских консультаций — и этот факт нельзя обойти вниманием — строго ограничено. А значит, нет возможности регулярно сдавать анализы в женской консультации и проходить плановые визиты к врачу. Поэтому заболевания и состояния, отягощающие течение беременности, будут встречаться чаще. Конечно, и в такой ситуации телемедицина может прийти на помощь — при том условии, что забор анализов в установленном объёме будет проводиться в ближайшей лаборатории к дому, а лечащий врач — оценивать результаты и корректировать лечение.
Переживаю за всех женщин и семьи, кто рассматривает свою беременность как единственную и не планирует рожать ещё. Ведь и при очном посещении врача не всегда всё удаётся предусмотреть и избежать все риски — врач, даже самый высококвалифицированный, всё-таки не всесилен, и сейчас это чувствуется особенно остро.
«СП»: — Кто всё-таки основная мишень при коронавирусе — будущая мама или её будущий ребёнок?
— Нет сомнения в том, что наибольшему риску подвержена будущая мама. Однако организм взрослого человека борется с любыми заболеваниями, и положительные исходы, истории выздоровления от COVID-19, — тому подтверждение. Ребенок — максимально защищён. Его защищает от внешнего воздействия плацента. Неоспоримый факт, что и дыхательная функция ребёнка также выполняется за счёт материнского организма, а значит, можно ожидать, что после выздоровления матери он родится здоровым
«СП»: — Рисков осложнений для мамы, только ею ставшей, стало больше? Какие именно?
— Для недавно родивших женщин ситуация не столь однозначная, как для будущих мам. Все осложнения послеродового периода являются экстренной патологией. При их возникновении в госпитализации отказать не могут. Плановый приём после родов проводится один раз — через один-полтора месяца. Он включает проведение ультразвукового исследования и очный осмотр акушера-гинеколога. Ребёнку в то же время необходим регулярный очный осмотр врачами различных специальностей и соблюдение календаря профилактических прививок. Первый год в жизни ребенка самый насыщенный на различные события.
Читайте также
Норвежцы испугались, что русские выкачают всю нефть в Арктике
России объявили «ледовое сражение»
Патронаж на дому проводится с применением средств индивидуальной защиты со стороны врача, а вот ребёнку защищаться нечем. Собственный иммунитет он не успел выработать, а мамины антитела защищают не от всех болезней. Надо быть очень аккуратными. Минздрав это понимает, и с середины апреля ввёл плановую вакцинацию детей и взрослых по предварительной записи с соблюдением мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.
Врач поликлиники звонит и уточняет цель визита и состояние ребёнка. Только после этого маму приглашают на приём в определённое время. Таким образом здоровые дети не пересекаются с заболевшими. Прививки оставили также для новорожденных, которые делают прямо в роддомах. Тем самым ограничивают условия для вспышек опасных инфекционных заболеваний.
«СП»: — И всё-таки, какие могут быть прогнозы в отношении будущего здоровья новорожденного и его мамы?
— При соблюдении всех мер предосторожности риски заболеть и прогноз для мамы и малыша не отличаются от таковых до пандемии. Особый интерес для врачей представляют пациенты, переболевшие COVID-19. Как будет проходить период их реабилитации и восстановление лёгочной ткани нам только предстоит узнать. Сейчас ситуация для выздоровевших кажется благополучной. Группа риска — пациенты, которые перенесли тяжёлое течение коронавирусной инфекции, долгое время находились на искусственной вентиляции лёгких. Часто эти пациенты уже имели хронические заболевания, и для восстановления им потребуется гораздо больше времени. Поэтому берегите себя и близких. Оставайтесь дома.
«СП»: — Назначаете ли сейчас беременным какие-то препараты, к которым до эпидемии не прибегали? Что именно и почему?
— Подходы к профилактике осложнений и лечению беременных с момента объявления пандемии не изменились. Казалось бы, хорошим методом является назначение всем пациенткам препаратов, в составе которых есть интерферон. Однако делать это всё же не стоит: вы получите не только негарантированную защиту от вируса, но и риск возникновения побочных эффектов. Это точно не нужно. И так есть из-за чего переживать.
Читайте также
COVID-19 подрезает крылья: Авиабилеты могут взлететь до 70 тыс. рублей
Авиакомпании считают, что требования Роспотребнадзора толкают их к разорению
«СП»: — Как вести беременным и молодым мамам при эпидемии? Каких правил они должны неукоснительно придерживаться
— Правила поведения всем давно известны. Надо мыть руки, не касаться руками лица и слизистых, носить маску, избегать общественных мест и контакта с людьми с признаками простуды и гриппа, стараться самоизолироваться, тщательно мыть продукты или термически их обрабатывать, избегать контактов с дикими и домашними животными. Последнее важно особенно для беременных, поскольку любимцы могут быть источниками и других заболеваний, которые влияют на беременность, например токсоплазмоз, опасный для матери и малыша.
На мой взгляд, нужно отметить и ещё одну категорию риска — люди старшего возраста, 60?65+ лет. Первое, что сделали во многих странах, изолировали внуков от дедушек и бабушек. Поскольку дети считаются бессимптомными носителями COVID-19 и могут с лёгкостью по общему незнанию заразить семью. Аналогичный совет для беременных. Если кто-то из домашних даже иногда выходит в людные места, а тем более регулярно ходит на работу, то контакты с ним лучше свести к минимуму. Либо он должен жить сейчас отдельно от своей семьи, то есть поступать так, как врачи, работающие в инфекционных больницах. Это вынужденная, но очень эффективная мера заботы о близких.
«СП»: — Как научиться сосуществовать рядом с ковидом?
— Не надо забывать, что такая вынужденная самоизоляция — временная мера. История цивилизации знает не один пример пандемий. Было трудно. Сейчас их последствия забылись. Китай за счёт введённых мер почти вернулся к нормальному ритму жизни. В Европе только выполняются попытки смягчения режима. В России из-за её географических особенностей и дорог каждый регион решает самостоятельно вопросы о необходимых и своевременных мерах по защите от COVID-19. Вполне возможно, когда в Москве начнут снимать ограничения, в восточной части страны такое решение будет преждевременным.
«СП»: — Какие ограничения, на ваш взгляд, теперь навсегда войдут в практику роддомов?
— В отличие от многих лечебных учреждений в родильных домах всегда проводится разделение пациенток. Беременные и женщины, которые должны вскоре родить, при наличии повышенной температуры тела, а также с признаками инфекционных заболеваний, проходят лечение и рожают в специализированных инфекционных родильных домах.
Правила по предупреждению распространения инфекции очень строгие всегда, поскольку от их соблюдения зависит настоящее многих семей и будущее целых поколений.
Коронавирус: COVID-19: Кто из медсестер драпает из больниц
Регионы: В Чечне от коронавируса умер замглавврача республиканской больницы