"Новая газета" опубликовала видеозапись пыток заключенного Евгения Макарова в исправительной колонии № 1 в Ярославской области, сделанная на видеорегистратор одного из сотрудников ФСИН.
На 10-минутной записи, предоставленной фондом "Общественный вердикт", видно, что сотрудники колонии издеваются над заключенным. Сам он лежит на столе посреди просторной комнаты лицом вниз. Три человека держат его торс и руки, закованные за спиной в наручники, еще двое держат ноги, по которым по очереди несколько человек наносят удары резиновыми дубинками. Периодически заключенному на голову льют воду из ведра. Когда Макаров теряет сознание, истязатели окликают его по фамилии.
Спустя несколько минут подобных действий с Макарова снимают всю одежду, кроме футболки, в том числе нижнее белье, стаскивают со стола, ставят на колени, бьют по лицу. Один из сотрудников ФСИН в черной футболке спрашивает, зачем тот называл его "рыжей псиной". Макаров извиняется, утверждая, что именно так он не выражался. В ответ сотрудник колонии нецензурно ругается на истязаемого. После этого Макарова снова кладут на стол, избиение продолжается, а один из мучителей, глядя на голый зад мужчины, предлагает "засунуть ему торпеду". Видеозапись обрывается ровно на 10-й минуте.
Отмечается, что события на видео датируются 29 июня 2017 года. Как рассказала юрист "Общественного вердикта" Ирина Бирюкова, после пыток Макаров не мог встать на ноги, испражнялся кровавой мочой. На теле - множественные ссадины и гематомы.
Юрист после произошедшего написала заявления во ФСИН, СКР, прокуратуру, а также ЕСПЧ, который запросил у РФ сведения о том, что случилось с Макаровым. Российская сторона в ответ уведомила, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.
Сам Макаров рассказал, что с 15 июня по 7 июля 2017 года находился в штрафном изоляторе за то, что занимался в камере спортом без майки. Во время прогулки в 7 утра в его камере прошел обыск. Вернувшись, он обнаружил беспорядок, на полу валялось письмо от матери. Он предъявил претензии надзирателям. Те заявили, что претензии беспочвенны, в ответ Макаров грубо послал их, за это его повели на "профилактическую беседу" в "класс воспитательных работ".
В разговоре с юристами "Общественного вердикта" заключенный описал ситуацию, в точности совпадающую с происходящим на видео. Однако объяснения сотрудников колонии, практически дословно совпадающие друг с другом, видеозаписи противоречат. Так, младший инспектор ИК-1 Зыбин А.А. утверждает, что Макаров во время конвоирования призывал других заключенных к неповиновению, нарушая правила колонии, а также достал изо рта гвоздь и пытался нанести себе вред в области шеи. Чтобы Макаров не нанес себе увечий, сотрудники ФСИН заломили ему руки и заковали в наручники. Заключенный якобы продолжал сопротивляться, размахивая ногами, поэтому Зыбин нанес ему около 8 ударов дубинкой, часть из которых пришлась по ступням. Все эти показания детально подтвердили другие опрошенные сотрудники колонии. Более того, они прошли проверку на полиграфе, по результатам которой пытки Макарова "не нашли своего подтверждения".
Видеозапись пыток опровергает все показания сотрудников колонии, а также заключения следователя. Сам Макаров утверждает, что готов опознать по лицам всех, кто участвовал в пытках. Согласно выводам юристов "Общественного вердикта", к пыткам оказались причастны 18 сотрудников ИК-1, среди которых заместитель начальника колонии по воспитательной работе Иван Калашников.