На этой неделе, 21 февраля, всё прогрессивное человечество отметило славную годовщину — 240 лет со дня рождения талантливого немецкого изобретателя-самоучки, коммерсанта и фермера Иоганна Генриха Леберехта Писториуса. И стыдно должно быть тому, кто не знает, что именно этот Писториус (были в истории и другие) является «отцом» первого в мире самогонного аппарата с устройством для конденсации паров жидкостей при ректификации или перегонке (дефлегматором)!
Сразу успокою тех, кто по каким-то причинам пропустил день рождения основоположника самогонного аппаратостроения. Уже менее чем через месяц они смогут восполнить упущенное: 21 марта исполняется 200 лет со дня регистрации Прусским королевским патентным ведомством изобретения Писториуса, названного им Brennapparat (нем. самогонный аппарат).
Как указывалось в патенте, он был выдан «на изготовление и использование оригинального аппарата для перегонки и дистилляции высокоградусного алкоголя».
Три капли на ведро?..
Уже вскоре после патентования «оригинальный аппарат» Писториуса получил широкое распространение по всей Пруссии, быстро выведя её в мировые лидеры по экспорту высокоградусного алкоголя, а Берлин стал всегерманской штаб-квартирой торговли этим продуктом.
В качестве исходного сырья Писториус использовал выращиваемый в его хозяйстве картофель, а крепость конечного продукта, названного им Schnaps («шнапс»), составляла солидные 87 градусов!
В связи с этим не могу не отметить совершенно непонятное мне обстоятельство: почему сегодняшний Schnaps, продаваемый в немецких супермаркетах, выпускается большей частью крепостью 34 градуса (авторитетно заявляю: гадость та ещё!). И однако же немцы его покупают и пьют— равно как и Korn (той же крепости такое же пойло, только из кукурузы), при том, что рядом стоят в огромном ассортименте нормальные 40-градусные напитки типа «Абсолюта», Danska Wodka Spirituosen, не говоря уж о «Смирновской». Дорого? Так вот дешёвые «Московская» или польская «Зубровка». И, что важно, гарантированно не палёные!
Впрочем, это совсем не означает, что немцы не употребляют 40-градусную. Смею заверить, употребляют, да ещё как! Но наряду с тем, есть любители «шнапса» и «корна».
А вот насчёт того, как именно пьют немцы, отмечу, что по глубокому убеждению большинства коренных немцев, употребление алкогольных напитков до шести часов вечера достойно порицания.
Таковы результаты декабрьского (2016 года) репрезентативного онлайн-опроса, проведённого экспертами британского НИИ изучения биржи и общественного мнения YouGov.
Так, 19% респондентов назвали 18:00 самым ранним временем, когда можно выпить алкогольный напиток, 14% высказались за 19:00, 17% - за 20:00, ещё 3% - за 21:00, а 1% участников исследования полагал, что выпивать можно лишь после 10 часов вечера.
Пить или не пить — так вопрос и не стоит
Выпить пива или вина средь бела дня (с 10 утра до 5 вечера) считали нормальным 24% респондентов, а еще 2% поддержали даже более ранние часы — 8:00 и раньше. Между тем, 14% из 1009 опрошенных выступили против употребления алкоголя в любое время.
Неприемлемым выпить алкогольный напиток за обедом в рабочий день считали 62% немцев, хотя 32% не усмотрели в этом ничего плохого. Только 13% респондентов одобрили употребление алкоголя в рабочий день даже не за обедом, тогда как против этого высказались 82% участников опроса.
Нелирическое отступление.
Несколько лет тому назад брал я интервью у комиссара полиции — руководителя пресс-центра Полицайпрезидиума столицы одной из федеральных земель, ранее многие годы работавшего в отделе по раскрытию убийств. И по ходу беседы спросил я его, как обстоят дела с употреблением алкоголя в рабочее время сотрудниками полиции.
— А никак, — пожал он плечами. — У нас это табу. И не конкретно в нашем Полицайпрезидиуме — во всей полиции Германии.
— Ну, хорошо, — продолжил я выпытывать. — Это сейчас. А когда ты ещё работал в убойном отделе, то разве, после успешного раскрытия, вы не отмечали это дело в кабинете за бутылочкой?
— В кабинете — нет. Иногда захаживали в пивбар, что по соседству с нами, но это не было традицией. А сейчас и такое давно не практикуется. Психология сотрудников изменилась в этой части. Большинство, если не все, серьёзно занимаются спортом, ходят в тренажёрные залы, а с пьянкой какой спорт?
— Насчёт психологии, — не отстаю я. — Скажи, а вот, к примеру, работа в убойном отделе — это для сотрудника образ жизни или просто работа, хоть и весьма специфическая?
— А-а-а, понимаю, о чём ты, — говорит он. — Я ведь в полиции уже без малого четверть века. И в бывшем СССР в командировке бывал. Раньше — да, раньше для многих из нас это, как и у вас, тоже был образ жизни. Но теперь — нет, теперь это просто работа.
А по кружке пива в соседнем пивбаре мы с комиссаром в тот вечер приняли. Благо, время позволяло — было уже сильно после 20:00.
И тут нельзя не сказать о немецком пиве.
Завету предков верны!
В прошлом году Германия отмечала 500-летие (!) со дня издания баварским герцогом Вильгельмом IV так называемого «Райнхайтсгебота» (нем. Reinheirsgebot) — «Указа о чистоте», установившего, что отныне и навсегда при изготовлении пива дозволяется использовать только три ингредиента — ячмень, хмель и чистую воду (дрожжи были тогда еще неизвестны).
С 1906 года Райнхайтсгебот распространился на всю территорию Германской империи, а во времена Веймарской Республики был закреплён в законе 1923 года «О налогах на пиво» (нем. Biersteuergesetz (BierStG). После Второй мировой войны в Германии все правила, касающиеся производства и продажи пива, регулируются этим законом в редакции 1952 года. Райнхайтсгебот инкорпорирован в современное немецкое законодательство и, таким образом, продолжает применяться (в модифицированной версии) по настоящее время.
Указ Вильгельма IV — старейший из действующих в мире законов о качестве пищевых продуктов. А до него чего только в пиво ни вбухивали — пряности и фрукты с ягодами, тмин и цветы одуванчика! Применение этих и прочих добавок имело разные цели — какие-то шли как заменители хмеля, другие — для крепости или, как мы бы сказали сегодня, для продления срока годности.
А самая первая в Германии «пивная» инструкция была издана в 1155 году в Аугсбурге и предусматривала наказание от штрафа до тюремного заключения за торговлю некачественным пивом.
Пивное разнообразие Германии
На сегодняшний день 1388 пивоварен Германии производят около 5000 (прописью: пяти тысяч!) сортов пива. Правда, как шутят сами немцы, замечание Марка Твена о том, что «немецкие сорта пива так же не похожи друг на друга, как куры в птичнике», актуальности не потеряло.
Нет, ну определённые особенности у разных сортов пива, несомненно, имеются. Так, пиво бывает светлое и тёмное, прозрачное и нефильтрованное. И у каждого сорта свои приверженцы. Есть даже любители так называемого безалкогольного пива.
На Севере Германии предпочитают пиво прозрачное, на Юге — нефильтрованное. В Дюссельдорфе пьют терпкий «Альт», а в Кёльне — со вкусом хмеля «Кёльш», подаваемый не в традиционных кружках, а в небольших стаканчиках.
Правда, кёльнские соседи из Дюссельдорфа, предпочитающие сорту «Кёльш» свой собственный «Альт», к кёльнской марке относятся иронично. Есть даже такой анекдот, весьма смахивающий на быль: якобы между Кёльном и Дюссельдорфом есть ресторан при автостоянке, в мужском туалете которого над одним из двух рядов писсуаров до недавнего времени красовалась надпись «Für Kölsch» («Для Кёльш»), а над другим — «Für Alt» («Для Альт»). Так вот недавно вторую надпись заменили на «Für Bier» («Для пива») — дескать, тот «Кёльш» вообще никакое не пиво.
Но чем дальше на Юг, тем больше пиво отдаёт солодом. Старинный сорт под названием «Шварцбир» («Чёрное пиво») варят, в основном, в Тюрингии, Саксонии и Мекленбурге-Передней Померании. А в старинном баварском городе Бамберге до сих пор варят по одному из древнейших рецептов «Раухбир» (букв. «Копчёное пиво»). Солод для него просушивают над открытым огнём, за счет чего пиво приобретает аромат копчёной ветчины.
Там же, в Баварии, в городе Фрайзинге находится и самая древняя пивоварня: местные монахи еще в 1040 году варили здесь первый «ячменный сок». Этот факт баварцы непрестанно подчеркивают, старательно умалчивая другой, а именно: для особо торжественных случаев баварские герцоги-католики из дома Виттельсбахеров посылали гонцов в ганзейский город Айнбек, что в Нижней Саксонии, за производимым там и только там сортом «Бокбир».
При чём тут упоминание об их конфессиональной принадлежности?
Религия религией, а пиво всему голова!
А при том, что «Бокбир» был любимым напитком их идейного противника — вождя Реформации и основателя немецкого протестантизма Мартина Лютера (1483−1546). Но одно дело религиозные распри, и совсем другое, когда речь идёт о пиве, да ещё о таком, как «Бокбир»! Ведь по своей крепости по тем смутным временам Средневековья оно не знало себе равных! Шутка ли сказать: ординарный «Бокбир» содержал 6% алкоголя, а двойной — аж до10%!
И что удумали «добрые католики» — герцоги?
Нет, они не стали морочиться с засылкой лазутчиков для кражи секрета полюбившегося им напитка. «Добрые католики» переманили к себе на службу главного айнбекского пивовара Элиаса Пиклера. И тёмной ночью 1614 года Пиклер, пользуясь тем, что в ганзейском Айнбеке контрразведка, в отличие от торговли и пивоварения, была развита слабо, дал дёру в столицу Баварии Мюнхен.
Заполучив технологию Айнбека, баварцы в том же году её применили. Вот только внятно объяснить на своем мудрёном диалекте, откуда она у них взялась, ну никак не могли: вместо «Айнбек» на хох-дойч (букв. «высокий немецкий»), как говорят в Нижней Саксонии, у них получалось «Айнпёк». Соответственно, и пиво у них называлось «Айнпёкишес бир». Что, впрочем, не мешает им каждый год проводить пивные фестивали, во время которых они без зазрения совести хлещут «Бокбир», сваренный по умыкнутому рецепту, нисколечко не комплексуя по поводу его происхождения.
Ну, за изобретателей!
А вот сорт «Айсбок», который при изготовлении специально замораживают для увеличения содержания алкоголя, действительно изобретение баварцев. Но, что характерно, этот «Айсбок» — ни что иное, как ещё одна разновидность умыкнутого «Бокбира»! Правда, рецепт его был изобретён, хотя и по чистой случайности, но самими баварцами. А дело было так.
Лютой зимой 1890 года на пивоварне города Кульмбаха, что в Верхней Франконии, по недосмотру хозяина целая бочка «Бокбира» осталась на всю ночь во дворе. Естественно, содержимое превратилось в ледяную глыбу, внутри которой скопилась какая-то жидкость.
Обнаружив наутро результат собственного недосмотра, хозяин, как и положено, во всем обвинил работника, повелев тому в наказание немедленно выпить жидкость из глыбы. Тот, зная крутой нрав хозяина, спорить не стал, а принялся исполнять наказание. Отпил с пол-литра — жизнь показалась лучше, отпил ещё — жизнь стала веселей. Хозяин, видя, как с каждым глотком хорошеет наказанный, чуть ли не за уши оттянул того в сторону и отхлебнул сам.
Короче говоря, тот день в пивоварне был объявлен нерабочим, потому как жидкость, благодаря превращению в лед содержащейся в пиве воды, оказалась крепости неимоверной!
Так был изобретён сорт «Айсбок».
Но ведь что важно: и «Айсбок», и «Айнпёк», и «Бокбир», и «Кёльш», и другие вышеназванные сорта, а также все мною не названные, но входящие в перечень из пяти тысяч сортов немецкого пива, варятся в строгом соответствии с «Указом о чистоте», подписанным герцогом Вильгельмом IV 23 апреля 1516 года!
Германия