Эрдоган помогает Евросоюзу
Турецкие СМИ сообщают о том, что строительство защитной стены на границе с Сирией идет полным ходом. Стена должна быть возведена на 511-километровом участке границы, простирающейся на 900 километров. К настоящему моменту преграда для различных деструктивных элементов — террористов ИГИЛ* и прочих бандформирований, активистов Рабочей партии Курдистана и контрабандистов — построена на 290-километровом участке.
Сооружение стены началось в 2014 году. Но до 2016 года проведение работ не афишировалось и не освещалось в турецких СМИ. С пошлого года работы ускорились. И теперь официальные лица периодически обнародуют ход строительства. «Ежедневно на границе строится по 2,5−3 км стены, что в скором будущем позволит обезопасить земли Турции от потенциальных угроз с территории сопредельных государств», — заявил в конце прошлой недели глава турецкого государственного Управления по развитию жилищного строительства Эргюн Туран.
«Великая турецкая стена» — это основательное сооружение. Строится из железобетонных блоков шириной в 2 метра и высотой в 3 метра. Толщина блоков — 30 сантиметров. Поверху идет еще метровое заграждение из колючей проволоки, оснащенное сигнализацией. На ряде участков возводится вторая линия защиты из решетчато-проволочных заграждений. Через равные промежутки устанавливаются сторожевые башни со станковыми пулеметами и системой связи и сигнализации. Параллельно стене строятся рокадные дороги для патрулирования и перебрасывания сил быстрого реагирования.
В строительстве стены заинтересована не только Турция, но и Евросоюз. И главным образом — Германия. Дело в том, что данное фортификационное сооружение является, прежде всего, преградой для десятков и сотен тысяч сирийских беженцев. В 2016 году, когда была возведена значительная часть стены, было задержано 424640 человек, стремившихся проникнуть на турецкую территорию. А оттуда отправиться в Европу. 92% из них были сирийцами. Всего же поток, разбившийся о «великую турецкую стену», вобрал в себя представителей 74 стран мира. Это, кстати, свидетельствует о том, что «умеренная сирийская оппозиция» в значительной степени состоит из наемников.
В Берлине крайне рады сооружению этого барьера. В конце января министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер, «объявил благодарность» Анкаре в связи с сокращением потока беженцев в три раза.
Разумеется, Анкара возводит стену не из любви к Евросоюзу, который долгие годы не принимает Турцию в свои ряды. ЕС выделил Турции 6 млрд евро на «решение проблемы беженцев». Так что денег на строительство вполне хватает.
Яценюк гонит валы
В сентябре 2014 года Арсений Яценюк заявил о намерении строить на границе с Россией свою «Великую украинскую стену». Она должна была превосходить по масштабам турецкую в 4 раза. И лишь в 4 раза быть короче Великой китайской стены. Предполагалось отделиться от «страны-агрессора», то есть от России, на участке длиной в 2 тыс. километров.
Первоначально проект назывался просто «Стена». Но очень скоро Яценюк со товарищи смекнули, что при помощи такого названия не выколотить деньги у иностранных инвесторов. И в процессе ребрендинга было принято новое название — «Европейский вал». То есть данное сооружение должно защищать не только Украину, но и всю Европу от «агрессивных поползновений Москвы».
Согласно проекту, на протяжении 2 тысяч километров граница должна быть оборудована бетонными заграждениями, противотанковыми рвами, наблюдательными вышками с пулеметчиками, контрольно-следовыми полосами. С равными промежутками должны размещаться опорные пункты для пограничников, снабженные надежной связью и военной техникой. В помощь пограничникам должны придаваться служебные собаки.
Запад не откликнулся на призыв финансировать «Европейский вал». Разумеется, потому, что заранее было известно, что все вложения будут разворованы. Украинское правительство выделило на проект 4 млрд. гривен (около 200 млн. долларов). И работа «закипела». Иначе и быть не могло, потому что в рекламных проспектах окончание строительства было назначено на апрель 2015 года. То есть все надо было сделать за полгода. Однако в декабре 2014 года конечный срок перенесли на 2018 год.
Время шло. В прессе периодически появлялась противоречивая информация о проделанной работе. Чиновники всех мастей и рангов путались в показаниях. Создавалось ощущение, что время на Украине течет вспять. В конце 2014 года Петр Порошенко заявил, что первая и вторая линии укреплений достроены на 80%. Впоследствии процент достроенности начал сокращаться. И в феврале этого года оказалось, что «укреплено» лишь 12% границы.
И вот степень этого самого «укрепления» спровоцировала громкий скандал, который вылился в целый ряд уголовных дел по хищению средств. Причем «под раздачу» попали только стрелочники, хоть воровали, разумеется, на всех этажах украинской власти. И на самом верхнем — с бОльшим аппетитом.
«Европейский вал» сейчас представляет собой частично выкопанный ров метровой глубины, который рыли волонтеры. И которым платить не надо. Еще меньшую часть отрезка границы украсили забором из сетки-рабицы высотой с Яценюка — на одной из фотографий, где бывший премьер позировал для прессы, прекрасно видно равенство ростов. Поверху забора, который украинцы называют «великим украинским плетнем», пущены кольца колючей проволоки. Примерно такие же заборчики устанавливаются вдоль скоростных магистралей, чтобы на железнодорожное полотно не забредал домашний скот и дикие животные.
Никаких бетонных блоков нет и в помине. Никаких сторожевых вышек. Причем ров не забетонирован, в связи с чем после зимы 2015 года стены обвалились, и их пришлось восстанавливать опять же волонтерам, вооруженным лопатами. То же происходило и весной 2016 года.
Теперь предполагается, что строительство будет закончено в 2020 году. Длину «плетня» намереваются довести до 2 тыс. километров. Правда, 500 километров границы проходит в Донецкой и Луганской областях. Вряд ли волонтеров с лопатами подпустят туда.
Проект, затеянный Арсением Яценюком, продолжает развиваться уже без его участия. Точнее — разваливаться. Но автор «великого украинского плетня» не желает останавливаться на достигнутом. Совсем недавно он предложил Трампу свои услуги по строительству стены между США и Мексикой.
Трамп отдувается за Клинтона, Буша и Обаму
Все правозащитные организации мира спустили на Дональда Трампа всех собак за то, что он объявил о намерении возвести стену на границе с Мексикой для пресечения нелегальной эмиграции. А между тем правозащитникам в связи с этой проблемой надо было рвать на куски трех предыдущих президентов — Клинтона, Буша-младшего и Обаму. Дело в том, что «великая американская стена» начала строиться в 1993 году. Она была затеяна не только против эмигрантов, но и против наркокурьеров.
Строительство началось при Клинтоне и продолжилось при Буше. В результате к 2000 году были построены преграды против несанкционированного проникновения на территорию США на 1100-километровом участке границы, которая имеет протяженность в 3100 километров. При Обаме происходило укрепление стены и увеличение числа обслуживающих ее пограничников.
В настоящий момент стена представляет собой двойной или тройной барьер из металлических листов высотой до 4,5 метра. Верх листов загнут в сторону Мексики и покрыт колючей проволокой. Между барьерами курсируют патрульные джипы. В ночное время полоса освещается прожекторами. Установлены видеокамеры.
На некоторых участках, которые считаются наименее удобными для нарушения границы, система заграждений упрощена. Здесь установлен частокол из рельсов, стальных труб или даже устроены завалы из расплющенных под прессом автомобилей.
Через неукрепленную часть границы в США продолжают просачиваться нелегалы. Хоть поток и стал значительно меньше. Потому что для перехода через границу необходимо преодолеть 80 километров по раскаленному бездорожью. С момента введения в строй стены эта дорога погубила около 6 тысяч человек.
Трамп намеревается перекрыть незащищенную часть границы — около 2 тыс. километров. Выступая с посланием к Конгрессу, он назвал стену «очень эффективным оружием по борьбе с наркотиками и преступностью». И добавил, что уж строить-то он умеет хорошо. Стоимость проекта оценивается в 21,6 млрд. долларов. На эти деньги можно построить 2 современных авианосца или 9 атомных подводных лодок.
Однако Трамп, рассчитывая затраты на стену, решил сделать ход конем. Он потребовал, чтобы строительство оплатила Мексика. Инициатива по эксцентричности не уступает некоторым заявлениям Жириновского. Однако Трамп отнюдь не наивен. Он конкретизировал свою идею: можно получить необходимые для строительства средства за счет введения торговых пошлин или сокращения помощи мексиканскому правительству.
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.