Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) стремительно превращается в сверхмилитаризованную зону, чреватую вспышкой военного конфликта. В дополнение к авианосцу «Карл Винсон», патрулирующему воды вблизи Корейского полуострова, ВМС США начали передислокацию туда авианосца «Рональд Рейган». Об этом сообщает CNN .
После подхода второй ударной группы к берегу Корейского полуострова станет возможным одновременный удар сотнями крылатых ракет «Тамогавк». Он также будет дополнен действиями американской стратегической авиации, использующей специальные бомбы для уничтожения объектов глубоко под землей, пишет японская газета Nikkei.
В настоящее время авианосец «Карл Винсон» проводит совместные с Южной Кореей учения. Накануне ударная группировка имитировала ракетный удар по КНДР, что привело к запуску экстренных систем связи Северной Кореи, которые обычно молчат. Перехват их сигналов позволил американцам вычислить значительное количество важнейших целей.
Также проведена подготовка к ликвидации северокорейской ствольной и реактивной артиллерии, сосредоточенной у границы недалеко от Сеула. Именно артиллерия представляет для Южной Кореи особую опасность в случае конфликта, так как в столичной агломерации проживает почти половина населения страны — 25 млн человек и сосредоточена значительная часть промышленного потенциала.
Кроме того, были проведены американо-южнокорейские учения по уничтожению ядерных объектов КНДР. Высадка осуществлялась на вертолетах с универсального десантного корабля «Токто» ВМС Южной Кореи. Маневры прошли на американской базе «Кэмп Стенли» провинции Кенгидо. Ранее сообщалось о подготовке совместной группы спецназа, в задачу которой входит физическое уничтожение северокорейского лидера Ким Чен Ына.
Высокая плотность вооружений в регионе уже привела к инциденту в небе над Восточно-Китайским морем. Два китайских истребителя Су-30 перехватили американский разведывательный самолет WC-135 Constant Phoenix. Китайские самолеты приблизились к «американцу» на расстояние около 45 м, причем один из них, демонстрируя мастерство, пролетел над ним днищем вверх.
Американский самолет-разведчик оснащен оборудованием, позволяющим фиксировать следы от ядерных испытаний и направлен в АТР в связи с северокорейской программой. Вашингтон пытается урегулировать инцидент в небе по дипломатическим каналам, однако Пекин явно демонстрирует свое неудовольствие наращиванием американского военного присутствия. Ранее схожий инцидент произошел в небе над Южно-китайским морем, где Китай ведет спор за острова.
Обострение ситуации в АТР напрямую касается России. При этом, как показал опрос ВЦИОМ, большинство — 52% наших граждан не склонны видеть в северокорейской ядерной программе угрозу для своей страны. Иначе считают 39% респондентов. В случае, если боевые действия все же начнутся, россияне не хотели бы видеть Москву участницей конфликта. Так, 19% выступают за абсолютное невмешательство, а 73% допускают участие только в качестве посредника по мирному урегулированию.
По мнению директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александра Лукина, ожидать немедленного начала боевых действий не следует.
— Администрация Дональда Трампа пытается надавить на КНДР, потому что он обещал во время предвыборной кампании что-то сделать с корейским кризисом. Президент США рассчитывает, что в результате давления Пхеньян откажется от ядерного оружия или вступит в переговоры. Но вряд ли у него что-то получится, так как это сто раз пытались сделать до него. Кроме запугивания у него нет других средств. Если Северная Корея откажется следовать требованиям США ничего сделать там нельзя.
«СП»: — Но скоро совокупная мощь, арсенал, американских ударных групп удвоится. Проводятся учения…
— Нанести удар по КНДР нельзя, потому что Пхеньян сразу начнет военные действия против юга. Конечно, северяне войну проиграют в конце концов, но в Южной Корее погибнет очень много людей, особенно в Сеуле, который расположен почти на самой демаркационной линии.
Что касается сближения самолетов Китая и США, то это было много раз. Однажды американский самолет даже совершил после такого вынужденную посадку. Но это обычные дела. Все друг за другом наблюдают, иногда опасно сближаются. Не думаю, что опасность этого стоит как-то преувеличивать.
Ясно, конечно, что между Китаем и США существует некое военное соревнование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также как и между Россией и США. Поэтому и возникают инциденты. Один самолет куда-то залетает, пусть и не нарушает пространство, но другой стороне кажется, что он приблизился к каким-то объектам и она поднимает свои самолеты. Бывают и аварии, но ни к какой войне это не приведет.
В свою очередь научный сотрудник Центра евроатлантических иоборонных исследований РИСИ Константин Блохин рассматривает происходящее в контексте глобального противостояния США и Китая, которое будет длиться много лет.
— В феврале этого года вышел доклад консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в котором приводится картина нового мирового порядка и прогноз до 2050 года. В этом прогнозе США откатываются уже на третье место после Китая и Индии. По объему ВВП Китай будет происходить США в два раза. Таким образом, мы наблюдаем два мегатренда: первый — возвышение Китая, с которым уже все согласились, и второй — системный кризис американской сверхдержавы. Это многое объясняет.
Да, сейчас США самые сильные, но если видеть перспективу… После Второй мировой войны на США приходилось 50% всего мирового ВВП, а сейчас у них 18−19%. В 1945 году у Вашингтона была монополия на ядерное оружие, теперь этого нет. Тогда же на США приходилось две третьих мирового запаса золота и три четверти мировых инвестиций. Сейчас у них долг 21 трлн долларов. И вместо одного серьезного противника — СССР, несколько.
Поэтому главным внешнеполитическим приоритетом США становится Азиатско-Тихоокеанский регион. Об этом было заявлено даже не Трампом, а Обамой еще в 2011 году. Был такой разворот Обамы к Азии. Трамп лишь подчеркнул необходимость сдерживания Китая. Недаром он сделал критика Китая экономиста Питера Наварро, автора книги «Смерть от Китая», главой государственного торгового совета.
Еще один советник Трампа — Майкл Пилсбери вообще уверен в том, что Пекин претворяет в жизнь тайный план по превращению Китая в единственную сверхдержаву. План, который основан на стратагемах периода «Сражающихся царств» — еще до нашей эры. Поэтому США так или иначе придется корректировать свой курс. АТР здесь видится главным политическим и экономическим центром.
Сейчас в АТР идет главная борьба за союзников в предстоящей конфронтации. Недаром, совсем недавно вице-президент Майкл Пенс посетил почти все страны региона, кроме Китая. Скоро вообще все мировые проблемы надо будет рассматривать через призму американо-китайского соперничества. Понятно, что Трампу сейчас мешают проводить свой курс. Америка находится в политическом кризисе, полупарализована. Но главный тренд — сдерживание Китая все равно остается.
Любое возвышение державы автоматически инициирует процесс сдерживания. Это может сделать либо одна противостоящая держава, либо несколько. Сейчас мы видим, что и Индия и вся Юго-Восточная Азия опасаются Пекина. То есть существует большая игра, и в этой игре Северная Корея лишь повод. Это повод усилить тройственный союз США, Японии и Южной Кореи и, возможно, найти для него новых союзников: Тайвань и страны АСЕАН. Против Китая.