20 ноября в Базеле начнется суд над группой швейцарских правозащитников, которые обвиняются в нападении на семью лидера арт-группы «Война» Олега Воротникова и в похищении его детей. Прокуратура кантона Базель-Штадт просит суд приговорить каждого из 10 фигурантов уголовного дела к лишению свободы сроком на 12 месяцев (условно). Воротников с этим категорически не согласен. По его мнению, наказание должно быть более суровым, так как пострадавшим был нанесен моральный и материальный ущерб, трое маленьких детей получили сильные психологические травмы.
В Сети, старясь привлечь внимание к этому делу, он распространил видео налета на его квартиру в Базеле. Сцена была снята женой Олега Натальей Сокол на видеорегистратор, который изъяла полиция. Впоследствии Воротникову удалось достать эту съемку. На 17-минутном видео задокументировано вооруженное нападение на семью Воротникова, а также похищение его жены и троих их детей — 6-летнего Каспера, 4-летней Мамы и 10-месячной Троицы.
В начале ноября на одном из сайтов был размещен рассказ О. Воротникова об этой истории. Вот он.
«Жену и детей похитили швейцарские правозащитники. Они напали на нас в нашей квартире на улице Вассерштрассе, 21 в Базеле, чтобы задержать и передать, как нелегалов, в лагерь для беженцев, представляющий собой частную подземную тюрьму в местечке Эш в кантоне Базель-Ланд. Людей там держат в скотских условиях в кладовках без окон по два года и больше. Организовала нападение правозащитница из Цюриха Соня Бишофф (Sonia Bischoff), работающая в цюрихской арт-институции «Кабаре Вольтер». В Швейцарию нас пригласил Адриан Нотц (Adrian Notz), директор «Кабаре Вольтер», для участия в праздновании столетнего юбилея дадаизма. При этом Бишофф стала распространять в швейцарских СМИ дезинформацию о том, что «Война» прибыла якобы просить политическое убежище в Швейцарии. Она также мошеннически представляла себя в прессе и соцсетях в качестве швейцарского арт-куратора группы «Война».
После того как на пресс-конференции в «Кабаре Вольтер» мы заявили о своем отказе просить политическое убежище в Швейцарии, Бишофф в ультимативной форме потребовала от нас предоставить ей права на все работы группы «Война». В случае нашего отказа Бишофф грозила донести в полицию и добиться моего ареста, поскольку я тогда находился в красном циркуляре базы Интерпола за акции «Войны» в России, о чем Бишофф было известно. Мы отказали Бишофф и прекратили сотрудничество с «Кабаре Вольтер».
Тогда Бишофф начала кампанию по дискредитации деятельности группы «Война» в швейцарских СМИ. Она также составляла коллективные жалобы в различные видеохостинги на ролики с документацией акций «Войны», добиваясь их удаления. Впоследствии Бишофф выследила нас в Базеле и организовала вооруженное нападение, заручившись поддержкой местных правозащитников из организации «Wasserstrasse», проекта социал-демократической партии Швейцарии. Совместно с ними Бишофф несколько месяцев разрабатывала план нападения на нашу семью и похищения детей, и все это время продолжала шантажировать нас по почте".
Отношение к скандальному акционисту на Западе, куда он выехал из России, резко изменилось после того, как О. Воротников высказался в поддержку воссоединения Крыма с Россией. Теперь его считают не борцом с «кровавым режимом», сидевшим «за правду», а «сторонником Путина».
Показательна в этой связи позиция швейцарских властей. Уголовное дело по факту нападения на семью Воротникова долго не открывали. Правоохранители занялись им только после вмешательства топ-юриста Лоренца Эрни, защищавшего в свое время режиссера Романа Полански. Но, по словам Воротникова, это было не делом публичного обвинения, к которому обязывают статьи, а делом частного обвинения, что-то типа тяжбы между гражданами.
Судебный процесс должен завершиться 24 ноября.