Материал комментируют:
Андрей Дмитриев
Владимир Васильев
Возможно, российские спортсмены смогут избежать позора от выступления на зимней Олимпиаде-2018 под нейтральным флагом. Это случится если соревнования вовсе не состоятся из-за начала военного конфликта между США и КНДР. Вероятность такого сценария событий растет с каждым днем.
Вопрос участия американских спортсменов в Олимпиаде в Пхенчхане остается открытым, заявила минувшей ночью постпред США в ООН Никки Хейли. В качестве причины подобного положения вещей она назвала напряженную ситуацию вокруг Корейского полуострова.
Напомним, с 4 декабря у границ КНДР идут крупнейшие совместные учения ВВС США и Южной Кореи. В них задействованы 230 самолетов, в том числе, шесть американских F-22 Raptors и столько же F-35A, базирующихся в Японии. Кроме того, в маневрах используются сверхзвуковые стратегические бомбардировщики B-1 Lancer, способные нести ядерное оружие.
Что касается цели учений, то по данным издания The Drive, сценарии могут включать в себя как скоординированные точечные удары по северокорейским баллистическим ракетам и ядерной инфраструктуре, так и обезоруживающий удар по важным объектам режима КНДР. Присутствие «невидимых» истребителей F-35 и F-22 позволяет говорит об отработке упреждающего удара.
Еще более грозно звучат слова американских политиков. Как заявил советник Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер, возможность войны с КНДР «нарастает каждый день». А сенатор Линдси Грэм и вовсе предупредил о необходимости эвакуации из Южной Кореи жен и детей сотрудников американских учреждений.
В Пхеньяне расценивают происходящее «как предупреждение о том, что мы должны готовиться к войне на Корейском полуострове». «Мы не хотим войны, но и прятаться от нее не будем», — заявил представитель северокорейского МИД.
По мнению главного научного сотрудника Института США и Канады РАН Владимира Васильева, исключать самый худший вариант нельзя.
— Заявление Хейли совершенно точно имеет стратегическое значение, поскольку она — практически второй по значению дипломат в Госдепартаменте. Как говорят, в ряде случаев Хейли играет даже большую роль нежели Рекс Тиллерсон. По своему положению она имеет самую высшую форму допуска, секретности. То есть знакома с материалами, которые имеют прямое отношение к национальной безопасности, даже безотносительно выполнения ею функций как представителя США в ООН.
«СП»: — Ее слова о неопределенности участия в Олимпиаде-2018 американских спортсменов можно понимать как косвенное доказательство предстоящей эскалации конфликта…
— Можно предположить, что Вашингтон всерьез рассматривает вопрос начала военной операции. С моей точки зрения, до Нового года ничего не будет, потому что это Рождество, каникулы и т. п. А вот сразу после Нового года может начаться практическая реализация. И не исключено, что Хейли осведомлена о планах нанесения ударов в январе-феврале.
Дело в том, что начало военной операции автоматически означает, что будет задействован аппарат американского представителя ООН в Совбезе. Причина понятна: будут вноситься резолюции и т. п. Это параллельная деятельность с военными делами.
Возможна ситуация, что американцы перенесут это на весну, скажем, на март. Но тут важно, чего хочет американская администрация. Может быть Трамп спешит, поскольку вокруг него идет раскрутка импичмента, и он не может позволить себе откладывать. По всей видимости военные уже сверстали планы начала операции. Хейли, таким образом выбалтывает тайну.
«СП»: — Есть еще какие-то способы понять истинные намерения американской администрации?
— Надо внимательно изучить сайты американского посольства в Южной Корее, Японии и может быть в Тайване. Там могут быть какие-то локальные уведомления американским гражданам по вопросам безопасности. Если завтра начнется эвакуация персонала, в том числе работающих, например, в университетах, значит дело идет к обострению событий.
Кроме того, может последовать обращение Трампа к Конгрессу за правом на использование военной силы. Это тоже будет свидетельством подготовки военной операции. Хотя Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис заявляли, что хотят обойтись без этого.
Таким образом, Олимпийские игры будут превращены в военные игры и их объектом станет не городок Пхенчхан, а весь Корейский полуостров.
А вот директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, напротив, верит в лучшее.
— Я думаю, что Олимпиада в Пхенчхане все же состоится. Просто Соединенные Штаты будут использовать возникшую напряженность для того, чтобы усилить безопасность своих спортсменов. Например, иметь возможность привезти на полуостров дополнительные силы, подключить информационные структуры, следить за другими участниками, возможно, присутствовать на приграничной территории и т. п. То есть Хейли это сказала, чтобы получить дополнительные преференции. Если бы риск был серьезный, к этому серьезно готовились бы уже давно.
В свою очередь сопредседатель незарегистрированной партии «Другая Россия», эксперт по КНДР Андрей Дмитриев обращает внимание на то, что только Ким Чен Ыну удалось найти управу на Вашингтон, инспирировавший допинговый скандал с российскими спортсменами.
— Олимпиада-2018 попала в самый центр мировых конфликтов как в политическом, так и в географическом разрезе. Ведь игры должны пройти рядом с границами «мирового зла» — Северной Кореи. После заявления МИД КНДР о неизбежности войны на полуострове (которое, кстати, никаких особенных угроз не содержит и выдержано во вполне традиционном для стилистики Пхеньяна духе: «если посмеете нас тронуть — пожалеете»), в Вашингтоне тем не менее запаниковали.
Можно не сомневаться, что по мере приближения Игр ситуация будет обостряться, а значит, есть шанс, что сборная США в Пхенчхан действительно не поедет. И это будет огромным подарком для отстраненной от соревнований России, поскольку будет означать фактический срыв Олимпиады.
«СП»: — И?..
— Выходит, что именно Ким Чен Ын сегодня эффективно мстит Америке за недопуск нашей сборной на Олимпиаду. Ведь Виталий Мутко с Владимиром Путиным, как показала практика, не могут ничего противопоставить диктату международного олимпийского чиновничества. А он — может!
Кстати сказать, ещё в 1988 году, когда право проведения Олимпиады впервые получила Южная Корея, Ким Ир Сен предлагал красивую идею — создать единую сборную двух государств и устроить Игры на Севере и на Юге одновременно. В Пхеньяне даже был построен крупнейший в мире стадион, возводились другие спортивные и инфраструктурные сооружения. КНДР однако получила отказ: в международную изоляцию «цивилизованный мир» запихивал её десятилетиями, и вполне осознанно.
Так что возможный срыв Пхенчхана будет достойной «ответкой» ещё и на те события 30-летней давности.