Вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова - «Новости дня» » Новости Дня Сегодня
Вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова - «Новости дня» 01:00 Среда 0 546
31-01-2018, 01:00

Вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова - «Новости дня»




ХУДИЕВ Сергей


Идея, что Вторая мировая война, которую мы называем Великой Отечественной, была схваткой двух одинаково чудовищных тоталитарных режимов, не означает какой-то особенной нетерпимости к коммунизму. Она означает терпимость к нацизму.



Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Дата выбрана неслучайно — именно 27 января советские войска освободили Освенцим, знаменитый концлагерь, где нацисты истребили 2,8 миллиона человек, главным образом евреев.



Кто-то реагировал на эту дату теми или иными мероприятиями, которые должны напомнить о происшедшем тогда, у кого-то это вызвало некоторое раздражение — сколько ж можно, давно все это было, стоит ли постоянно поминать те давние события.



Опыт, в том числе недавний, показывает, что стоит.



Потому что, когда прошлое не помнят, его начинают изобретать заново — а это заново изобретенное прошлое становится фундаментом для не слишком привлекательного настоящего.



Нельзя сказать, что ценности, которыми живет современное человечество, сложились благодаря победе над нацизмом — они, конечно, сложились раньше. Но они укрепились как нечто само собой разумеющееся именно после того, как идеология, которая последовательно отрицала гуманистическое наследие человеческой (и в первую очередь немецкой) культуры, показала, на что она способна — а потом потерпела поражение.



Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 года под влиянием неслыханных преступлений, которые были еще очень свежи в памяти. Как говорится в преамбуле Декларации, ее писали «принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества».



Именно отталкивание от варварства нацизма долгое время служило (и служит) предохранителем от возвращения (возможно, в новых формах) подобного же варварства. Поэтому надо внимательно относиться к попыткам этот предохранитель сломать.



Когда мне говорят о том, что коммунизм равен нацизму, СССР — Третьему Рейху, только у нацистов форма изящнее, я вспоминаю одно слово — «Освенцим».



Между людьми, которые зажгли печи Освенцима, и людьми, которые их угасили, есть разница.



Если вы ее не замечаете — вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова. Идея, что Вторая мировая война, которую мы называем Великой Отечественной, была схваткой двух одинаково чудовищных тоталитарных режимов, не означает какой-то особенно принципиальной нетерпимости к коммунизму. Она означает терпимость к нацизму.



Если для вас НКВД равно СС, это не значит, что вы сильно не любите НКВД. Можно сильно не любить НКВД — а сравнений таких не делать. Это значит, что для вас СС — это не большее, а в итоге намного меньшее зло, что вас уже не беспокоят марши в честь СС, факельные шествия или лозунги этнической чистоты — в самом деле, кто угодно, лишь бы не НКВД.



Другая нелепая идея, которая связана с явным незнанием истории, — «Гитлер хотя бы не убивал своих».



Гитлер, разумеется, преследовал своих сограждан, он с этого начал — политических противников внутри страны, реальных или потенциальных, тех, кто активно выступал против нацизма, или тех, кто хотя бы имел невосторженный образ мыслей. Социал-демократов, католиков, протестантов из «исповедующей церкви», много кого еще.



Но своих реальных или предполагаемых противников преследует любая тирания, это не было новым.



Новой была программа так называемой эвтаназии — умерщвления неизлечимо больных и нетрудоспособных сограждан. Новым было тщательное преследование евреев по происхождению, совершенно независимо от их убеждений или поведения.



Они могли быть коммунистами или антикоммунистами, иудеями, атеистами или христианами, глубоко приверженными своему еврейству — или совершенно ассимилированными, немцами по языку, культуре и самосознанию, космополитами — или пламенными германскими патриотами. Это могли быть даже ветераны Первой мировой войны, проливавшие кровь за Германию, искалеченные на поле боя, увенчанные государственными наградами — все это не имело никакого значения.



Все эти люди были сначала оклеветаны, потом поражены в правах, потом лишены свободы, потом мучительски убиты. Национал-социалисты предательски убивали своих лояльных и законопослушных сограждан, с их семьями, включая младенцев, по причинам, не имевшим никакого отношения к их поведению — это хорошо известный факт.



Еще один тезис, который стоит пересмотреть в свете этой истории, — вера в свет с Запада.



Она тесно связана с верой в прогресс — предполагается, что страны, достигшие большего прогресса в науке, экономике и общем благоустройстве, продвинулись дальше по пути прогресса, и поэтому их надо догонять, подражая им во всех отношениях.



Что же, иногда нет ничего зазорного в том, чтобы подражать и догонять — но это уместно не всегда. Иногда прогрессивных идей лучше не подхватывать.



Прогресс не только преодолевает старые формы зла — он порождает новые.



Идеология нацизма не была придумана какими-то безграмотными громилами, собравшимися за кружкой пива. Это не было внезапной эпидемией безумия. Это было апогеем длительного интеллектуального процесса, который развивался в западном мире в целом.



Идеи расового превосходства появляются у французских аристократов, которые обосновывали свои привилегии тем, что происходят якобы от германского племени франков, и поэтому имеют природное право владычествовать над простолюдинами кельтского происхождения. Потом они получают мощное развитие в англоязычном мире — в Британии и США, где они очень хорошо ложатся на определенную интерпретацию теории эволюции.



К началу ХХ века признанные ученые мужи полагают, что человеческие расы находятся на разных ступенях перехода от животного к человеку — чернокожие ближе всего к обезьянам, вполне развившиеся люди — это представители так называемой тевтонской расы, то есть жители Северной Европы, говорящие на языках германской группы, ирландцы стоят в «расовом отношении» ниже англосаксов, итальянцы — еще ниже, славяне — еще.



Сейчас в это трудно поверить, но в то время все это считалось совершенно научным, снаряжались, например, экспедиции, которые разоряли кладбища австралийских аборигенов, чтобы добыть их черепа и научно продемонстрировать, что коренные австралийцы — это «переходная форма» от неандертальца к современному человеку.



#{author}Научными считались и идеи искусственной селекции человека — евгеника, то есть учение о том, что людей с «хорошей наследственностью» следует поощрять размножаться с «правильными» брачными партнерами, а вот размножение людей с «плохой» наследственностью сдерживать, вплоть до принудительной стерилизации.



В одних только США были принудительно стерилизованы около 60 000 человек.



В германском национал-социализме эти идеи достигли своего логического предела и раскрыли весь содержащийся в них потенциал войны и геноцида. Но вызревали они довольно долго в среде наиболее научно, экономически и культурно развитых стран мира.



В России расовая теория никогда не была популярна в силу нашей относительной отсталости — когда более развитые нации вовсю уже мерили черепа и писали научные труды об опасности расового вырождения, мы еще не дошли до этого этапа развития — а потом и сам Запад оставил его позади.



Это, может быть, наиболее заметный, но не единственный пример того, что более высокий уровень науки и экономики не обязательно означает более высокий уровень морали.



Не надо бежать вприпрыжку за передовыми странами и считать все идеи, популярные в них на данный момент, обязательными для подражания. Не исключено, что через одно поколение эти идеи будут восприниматься в тех же странах с ужасом и отвращением.



А «варварские акты, которые возмущают совесть человечества», стоит помнить, не чтобы предъявлять кому-то претензии (все эти злодеи давно мертвы), а чтобы понимать — так бывает. Цивилизация, хотя бы относительная гуманность, хотя бы какое-то представление о ценности человеческой жизни — все это очень хрупкие вещи. Их надо беречь.



А к любым попыткам реабилитации нацизма относиться с должной нетерпимостью.


Источник

ХУДИЕВ Сергей Идея, что Вторая мировая война, которую мы называем Великой Отечественной, была схваткой двух одинаково чудовищных тоталитарных режимов, не означает какой-то особенной нетерпимости к коммунизму. Она означает терпимость к нацизму. Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Дата выбрана неслучайно — именно 27 января советские войска освободили Освенцим, знаменитый концлагерь, где нацисты истребили 2,8 миллиона человек, главным образом евреев. Кто-то реагировал на эту дату теми или иными мероприятиями, которые должны напомнить о происшедшем тогда, у кого-то это вызвало некоторое раздражение — сколько ж можно, давно все это было, стоит ли постоянно поминать те давние события. Опыт, в том числе недавний, показывает, что стоит. Потому что, когда прошлое не помнят, его начинают изобретать заново — а это заново изобретенное прошлое становится фундаментом для не слишком привлекательного настоящего. Нельзя сказать, что ценности, которыми живет современное человечество, сложились благодаря победе над нацизмом — они, конечно, сложились раньше. Но они укрепились как нечто само собой разумеющееся именно после того, как идеология, которая последовательно отрицала гуманистическое наследие человеческой (и в первую очередь немецкой) культуры, показала, на что она способна — а потом потерпела поражение. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 года под влиянием неслыханных преступлений, которые были еще очень свежи в памяти. Как говорится в преамбуле Декларации, ее писали «принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». Именно отталкивание от варварства нацизма долгое время служило (и служит) предохранителем от возвращения (возможно, в новых формах) подобного же варварства. Поэтому надо внимательно относиться к попыткам этот предохранитель сломать. Когда мне говорят о том, что коммунизм равен нацизму, СССР — Третьему Рейху, только у нацистов форма изящнее, я вспоминаю одно слово — «Освенцим». Между людьми, которые зажгли печи Освенцима, и людьми, которые их угасили, есть разница. Если вы ее не замечаете — вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова. Идея, что Вторая мировая война, которую мы называем Великой Отечественной, была схваткой двух одинаково чудовищных тоталитарных режимов, не означает какой-то особенно принципиальной нетерпимости к коммунизму. Она означает терпимость к нацизму. Если для вас НКВД равно СС, это не значит, что вы сильно не любите НКВД. Можно сильно не любить НКВД — а сравнений таких не делать. Это значит, что для вас СС — это не большее, а в итоге намного меньшее зло, что вас уже не беспокоят марши в честь СС, факельные шествия или лозунги этнической чистоты — в самом деле, кто угодно, лишь бы не НКВД. Другая нелепая идея, которая связана с явным незнанием истории, — «Гитлер хотя бы не убивал своих». Гитлер, разумеется, преследовал своих сограждан, он с этого начал — политических противников внутри страны, реальных или потенциальных, тех, кто активно выступал против нацизма, или тех, кто хотя бы имел невосторженный образ мыслей. Социал-демократов, католиков, протестантов из «исповедующей церкви», много кого еще. Но своих реальных или предполагаемых противников преследует любая тирания, это не было новым. Новой была программа так называемой эвтаназии — умерщвления неизлечимо больных и нетрудоспособных сограждан. Новым было тщательное преследование евреев по происхождению, совершенно независимо от их убеждений или поведения. Они могли быть коммунистами или антикоммунистами, иудеями, атеистами или христианами, глубоко приверженными своему еврейству — или совершенно ассимилированными, немцами по языку, культуре и самосознанию, космополитами — или пламенными германскими патриотами. Это могли быть даже ветераны Первой мировой войны, проливавшие кровь за Германию, искалеченные на поле боя, увенчанные государственными наградами — все это не имело никакого значения. Все эти люди были сначала оклеветаны, потом поражены в правах, потом лишены свободы, потом мучительски убиты. Национал-социалисты предательски убивали своих лояльных и законопослушных сограждан, с их семьями, включая младенцев, по причинам, не имевшим никакого отношения к их поведению — это хорошо известный факт. Еще один тезис, который стоит пересмотреть в свете этой истории, — вера в свет с Запада. Она тесно связана с верой в прогресс — предполагается, что страны, достигшие большего прогресса в науке, экономике и общем благоустройстве, продвинулись дальше по пути прогресса, и поэтому их надо догонять, подражая им во всех отношениях. Что же, иногда нет ничего зазорного в том, чтобы подражать и догонять — но это уместно не всегда. Иногда прогрессивных идей лучше не подхватывать. Прогресс не только преодолевает старые формы зла — он порождает новые. Идеология нацизма не была придумана какими-то безграмотными громилами, собравшимися за кружкой пива. Это не было внезапной эпидемией безумия. Это было апогеем длительного интеллектуального процесса, который развивался в западном мире в целом. Идеи расового превосходства появляются у французских аристократов, которые обосновывали свои привилегии тем, что происходят якобы от германского племени франков, и поэтому имеют природное право владычествовать над простолюдинами кельтского происхождения. Потом они получают мощное развитие в англоязычном мире — в Британии и США, где они очень хорошо ложатся на определенную интерпретацию теории эволюции. К началу ХХ века признанные ученые мужи полагают, что человеческие расы находятся на разных ступенях перехода от животного к человеку — чернокожие ближе всего к обезьянам, вполне развившиеся люди — это представители так называемой тевтонской расы, то есть жители Северной Европы, говорящие на языках германской группы, ирландцы стоят в «расовом отношении» ниже англосаксов, итальянцы — еще ниже, славяне — еще. Сейчас в это трудно поверить, но в то время все это считалось совершенно научным, снаряжались, например, экспедиции, которые разоряли кладбища австралийских аборигенов, чтобы добыть их черепа и научно продемонстрировать, что коренные австралийцы — это «переходная форма» от неандертальца к современному человеку.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 941 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl