Арабская семья из пяти человек, включая женщину и двух подростков, была застрелена в своем доме в Басмат-Табуне на севере Израиля 27 сентября. Об этом сообщило агентство «Рейтер». Это — последнее в череде связанных с организованной преступностью убийств в арабских общинах Израиля. Волна смертоносных атак достигла нового пика в этом году: расстрел пятерых человек последовал за другим инцидентом, в ходе которого был убит 50-летний мужчина.
В общей сложности, с января в Израиле убиты более 180 арабских граждан — это семилетний максимум. Для страны с крошечной территорией и населением около 10 млн человек (в арабских районах проживает порядка двух миллионов) 180 убитых за девять месяцев — очень много.
В принципе, так было всегда — арабские районы перенасыщены криминальными элементами. Но на сей раз происходит нечто не совсем обычное: приезжает небольшая группа и ликвидирует объект за несколько секунд, после чего стремительно исчезает. Операции проводятся столь профессионально, что полиция только руками разводит. Не все убийства совершены подобным образом, но некоторая их часть — да.
Идет передел рынка наркотиков и других видов нелегального бизнеса, но откуда у бандитов тактика спецназа? «Компетентные специалисты» в интервью израильским журналистам сообщили, что, возможно, арабские мафиози наняли профи из Иордании или откуда-то еще из-за границы, «поскольку арабы не служат в АОИ (Армии обороны Израиля)». Звучит нелепо. Отчасти потому, что в АОИ служат бедуины, кочевые арабские племена и их потомки (Басмат-Табун, между прочим, бедуинский город), но главным образом потому, что гангстеры за большие деньги могли нанять кого угодно, включая евреев — ветеранов израильского спецназа. Впрочем, за большие деньги можно, конечно, выписать и ветеранов иорданского спецназа, почему бы и нет.
В свою очередь, ультранационалистический министр нацбезопасности Итамар Бен-Гвир, хочет передать дела об убийствах в арабском секторе Шабаку, контрразведке. Та решительно упирается и встревать не желает.
Израильские полицейские жалуются на то, что они вообще не знают, как работать с арабской оргпреступностью, мол, редко кто готов давать показания, да и те, кто дает, потом все равно забирают их назад. Все запуганы. «Мы сажаем мелких сошек, а поймать крупную рыбу не получается, все молчат, потому что мы не можем обеспечить безопасность их семей на воле», — говорят в полиции.
А кстати, почему?..
Не верится в независимое существование организованной преступности в Израиле. Не в том смысле, что ее нет, а в том смысле, что это, якобы, какие-то люди, которых власти хотят посадить, но не могут. Чушь! Израиль — страна с огромной плотностью населения, фактически — один большой город, с очень сильными, хорошо информированными силовыми структурами. Израильские полиция и спецслужбы курируют арабские кланы — хомулы, большие семьи, численность которых может составлять от нескольких десятков до 2000 человек, сотрудничая с их влиятельными членами. И, наконец, в Израиле полиция и наркоторговцы иногда имеют общий бизнес — в свете сказанного выше понятно, почему. С большой вероятностью, полиция знает, кто заказал, кого и когда. Что касается показаний, мне было бы очень интересно посмотреть на араба, который героически молчит на допросе в израильской полиции…
Однако, у происходящего есть и другая сторона. Арабский сектор наводнен оружием, на руках тысячи нелегальных стволов. «Пацаны с района» торгуют веществами и разбираются друг с другом, но они могут делать и другие дела. Во время войны с палестинской Газой, в мае 2021-го, восстали арабы в израильском городе Лод (где они составляют треть населения) и в нескольких других районах. Они стали стрелять в полицейских и в дома израильтян. Когда часть из них была задержана, выяснилось, что лишь меньшинство состояли в тех или иных политических партиях и группах. Большинство были скорее аполитичны до начала боев в Газе.
Бедность арабских районов, развитием которых правительство не слишком озабочено, дискриминация, которой арабы подвергаются в Израиле, не являясь «титульной нацией» (например, им могут платить на работе гораздо меньше, чем остальным), и криминализация этой части населения идут рука об руку, как и везде в мире, где имеют место подобные явления. Поэтому нет ничего удивительного в происходящем. Этнические бунты — оборотная сторона медали.
К тому же, криминальные разборки на арабской улице могут получить новое измерение просто в силу динамики арабо-израильского конфликта. И, возможно, руководство Израиля недооценивает опасность. Курируя торговцев веществами, полицейские смогли примерно посчитать количество стволов на руках у арабского населения, особенно у молодежи (10 тыс. единиц), но они не ожидали, что оружие начнет стрелять в правоохранителей. Вооруженное восстание палестинцев с израильскими паспортами в Лоде и ряде других арабских районов в мае 2021-го стало неожиданностью для правительства. Такие события могут повториться и в будущем.