Британская The Times пишет о нападении на ночной клуб в Стамбуле в ночь на 1 января, обращая внимание на рост в рядах террористических группировок в Сирии выходцев из Центральной Азии.
Предполагается, что нападавший мог быть этническим уйгуром из китайской провинции Синьцзян. Он мог прибыть в Турцию через Киргизию. Для большинства людей на Западе эти географические названия мало что значат, однако теракт в Стамбуле в новогоднюю ночь может высветить конфликты, которые назревают в регионе Центральной Азии, отмечает издание.
В 2015 году одна из видеозаписей, распространенных террористической группировкой ДАИШ («Исламское государство», ИГ, ИГИЛ) была посвящена самому пожилому боевику, 80-летнему человеку, называвшему себя Мохаммед Амин. Хотя некоторые сочли это видео забавным, однако то, о чем говорил старик, нужно было воспринять как предупреждение, полагает The Times. Он сказал, что ему надоело жить под пятой китайских властей и он последовал за своим сыном, который погиб, сражаясь на стороне ДАИШ в Сирии.
Каким же образом этот пожилой человек смог добраться из Китая в Турцию, причем не один, а с женой, дочерью и четырьмя внуками? Скорее всего, предполагает газета, он смог пробраться горными тропами из Синьцзяна в киргизскую столицу Бишкек, а оттуда самолетом в Стамбул. Из Турции, где существует широкая сеть джихадистских ячеек, его могли переправить в Сирию.
В 2015 году правительство Китая сообщило, что около 300 граждан этой страны воюют на стороне ИГ в Сирии. Большинство из них сражалось в рядах группировки «Исламская партия Туркестана». Сейчас эта террористическая организация насчитывает в своих рядах не сотни, а тысячи боевиков. В общей же сложности к ДАИШ могли примкнуть от 2 до 4 тысяч выходцев из Центральной Азии. Среди них есть казахи, киргизы, узбеки, таджики, туркмены и уйгуры, отмечает The Times.