Почему Трамп сделал ставку на Путина
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что телефонный разговор президентов России и США – Владимира Путина и Дональда Трампа запланирован на ближайшую субботу – 28 января.
Отметим, что вчера Трамп дал интервью американскому информационному агентству Fox News, в котором отметил, что Путин позвонил ему и поздравил с победой на президентских выборах, но какой-либо обстоятельной беседы между ними еще не было, хотя очень вероятно, что она произойдет уже в эту субботу.
По словам Трампа, он пока не знает Путина, но если ему все-таки удастся поладить с российским президентом, то это будет просто замечательно, как для двусторонних отношений Москвы и Вашингтона, так и для мировой политики.
Кроме того, Трамп заявил, что планирует совместно с Россией «вышибить дух» из запрещенной в нашей стране террористической организации «Исламское государство».
Отметим, что речь о том, что между Путиным и Трампом может состояться встреча или хотя бы телефонный разговор, шла ровным счетом с тех пор, как новый хозяин Белого дома стал лидером на республиканских «праймериз», а также высказал свой интерес к нормализации двусторонних отношений с Россией.
Был даже вполне конкретный разговор, что Трамп был готов встретиться с Путиным на Генеральной Ассамблее ООН в 2005 году, но российский лидер тогда не пошел на этот шаг, поскольку не хотел вмешиваться во внутренние дела США и оказывать какое-либо влияние на ход такого важного события, как президентские выборы.
Это, конечно, не помешало представителям Демократической партии объявить Трампа человеком Путина, а также утверждать о том, что российские специальные службы с помощью хакерских атак вмешались в американские выборы.
Теперь все эти вопросы дипломатического этикета остались в прошлом, поэтому России и США нужно решать проблему того, что их двусторонние отношения скатились на «нулевой уровень» в последние года правления администрации Барака Обамы.
Научный сотрудник Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН Сергей Кислицын в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вряд ли в субботней беседе между Путиным и Трампом есть какой-то утвержденный план, поскольку это не двусторонняя встреча лидеров двух стран, а только телефонный разговор между ними.
«По всей видимости, от этого разговора нельзя ожидать свершений в виде каких-то важных решений, поскольку это телефонная беседа, а реальную встречу будет иметь только личная встреча двух президентов, но до нее пока еще далеко», — констатирует Кислицын.
Очень может быть, как считает Кислицын, что такому формату будет предшествовать встреча глав дипломатических ведомств, но пока в США Рекс Тиллерсон еще формально не утвержден на посту государственного секретаря.
«Поэтому на сегодня Путин и Трамп ищут почву для взаимопонимания, благодаря которой они в итоге придут к реальной двусторонней встрече, которая, судя по всему, состоится уже в этом году», — резюмирует Кислицын.
Кислицын считает, что основной задачей этой беседы является желание, как Путина, так и Трампа присмотреть друг к другу и банально познакомиться.
«Все это говорит о том, что стороны готовы к диалогу и имеют желание его вести и выстраивать, что, на самом деле, уже очень хорошо. Поэтому к этому разговору нужно относиться именно в таком ключе», — заключает Кислицын.
Примечательно, что желание лично встретиться с Трампом высказал и президент Турции Реджеп Эрдоган – другой лидер, чьи отношения с Вашингтоном оказались полностью испорченными при президенте Обаме.
И в этой связи возникает вопрос, а как будет Трамп выстраивать последовательность своих встреч с лидерами других государств, будет ли он это делать, исходя из каких-то своих политических соображений или руководствоваться только конкретной сложившейся ситуацией.
«Первая международная встреча Трампа уже в принципе согласована, и она состоится с лидером главного традиционного союзника США – премьером Великобритании Терезой Мэй. Забавно, но некоторые британские журналисты по этому поводу даже заявили, что между Трампом и Мэй может состояться такой же политический союз, какой существовал между президентом Рональдом Рейганом и премьером Маргарет Тэтчер на протяжении практически всех восьмидесятых годов», — констатирует Кислицын.
Напомним, что Вашингтон и Лондон выдерживали одинаковый жесткий курс, как во внешней, так и внутренней политике, направленный на политическое давление на СССР и социалистический блок, а также на сокращение социальных дотаций населению.
Трамп – это не Рейган: президент США сделал ставку на Путина
Достаточно вспомнить, что эти западные лидеры стали авторами двух легендарных высказываний о нашей стране – Рейган заявил, что Советский Союз является «империей зла», а Тэтчер, что наша страна – это «Верхняя Вольта с ракетами».
При Рейгане и Тэтчер накал Холодной войны достиг своего пика, но со связкой Трамп-Мэй все это не имеет ничего общего, поскольку, как считает Кислицын, текущие взгляды данных политиков на деле кардинально расходятся, в том числе и по вопросу России.
Например, издание The Guardian сегодня даже написало по этому поводу, что перспективы договоренностей у Трампа с Мэй есть, но только по той причине, что противоположные точки зрения имеют склонность привлекать друг друга.
«Для Трампа очень важны отношения с Россией, что коррелирует с его политической повесткой, где Москве уделено значительное внимание», — резюмирует Кислицын.
Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»