Падение Алеппо внесло разброд и шатания в ряды «умеренной оппозиции» Сирии. А переговоры в Астане раскололи боевиков даже внутри группировок. С одной стороны, Турция потребовала от подконтрольных групп участвовать в мирном процессе. С другой, аль-каидовская «Джебхат Фатх аль-Шам» поставила свой ультиматум: отказаться. Таким образом, группировкам, претендующим на статус умеренных, не позволяют как раньше выбрать третий вариант. Жертвой такой ситуации может стать одна из крупнейших группировок «Ахрар ар-Шам», чьи силы оценивают до 10 тысяч боевиков. Эта оппозиционная группа почти все годы войны в Сирии умело сидела на двух стульях, претендуя на статус и оппозиционной и джихадистской. Как заметил независимый сирийский медиаактивист EHSANI2,>, «Ахрар ар-Шам» хотела быть немного беременной и ей удавалось. В случае с Астаной «Ахрар ар-Шам» попытался пойти по тому же пути: в последний момент группировка отказалась от переговоров в столице Казахстана, потому что туда не пригласили представителей всех группировок, включая аль-каидовцев. В то же время отвергла и слияние с «Джебхат Фатх аль-Шам», отмежевавшись от официально признанных террористов. Судя по развернувшимся вслед событиям, однако, одному из крупнейших формирований боевиков придется все-таки выбирать из двух вариантов. По данным оппозиционных активистов в соцсетях, «Ахрар ар-Шам» потерял поддержку Анкары и одновременно попал под мощный удар аль-каидовцев.
На прошлой неделе исламисты «Джебхат Фатх аль-Шам» атаковали несколько постов подконтрольных «Ахрар ар-Шам» на сирийско-турецкой границе и захватили их региональный штаб в городе Хирбет аль-Джоз. До десяти боевиков «Ахрара» убили, столько же ранили. Также сообщалось об атаках в Бдаме, Даркуше, Аль-Зайнии и Джизр аль-Шугуре. Причиной якобы стал арест и содержание в тюрьме иракского наемника из аль-каидовской группировки. Хотя, как замечают эксперты, цели террористов куда более серьезные, чем рядовая вендетта или давление.
Как заметил проаль-каидовский активист, называющий себя Фарук Шами, скорее всего, стычки — это начало. «Многие прогнозируют развал Ахрара, напомню, Ахрар на данный момент одна из больших боевых групп в Сирии», — написал он в Twitter, который опубликовал даже джихадистский информцентр «Шам центр».
«Это не первый раз, когда «Джебхат» атакует оппозиционные группы в провинции Идлиб (которую контролирует — прим. ред.), — написал ведущий аналитик вашингтонского Института Ближнего Востока Чарльз Листер. Он общается с группировками. — Однако цель наступления куда более стратегическая в свете возможной российско-турецкой авиакампании против «Джебхат».
По мнению эксперта, аль-каидовцы подозревают, что протурецкие группировки могут стать частью операции и якобы могли навести американские беспилотники на тренировочный лагерь в Идлибе, где от ракетных ударов недавно погибли 110 джихадистов. Поэтому нейтрализуют каналы возможной турецкой помощи. Кроме того, «Джебхат», таким образом, пытается вбить клин в ряды группировки и заставить «Ахрар ар-Шам» слиться. Последняя попытка в январе привела к провалу. Большая часть руководства «Ахрар ар-Шам» выступила против, заставив идеологов сирийской «Аль-Каиды» начать информационную кампанию. В ней джихадистскую группировку назвали «марионеткой иностранных сил».
Как утверждает Чарльз Листер, являясь одной из основных сил «умеренной оппозиции», «Ахрар ар-Шам» при этом не остается сейчас структурно крепкой группировкой.
Как уже писало «NOVOSTI-DNY»,>, раскол усугубили выборы нового лидера «Ахрар ар-Шам», им стал умеренный Абу Аммар аль-Умар. Радикалам не нравилось стремление победителя сделать связи группировки с Турцией более крепкими, они хотели порвать их совсем. Поэтому сторонники проигравшего радикала Абу Джабера объявили о создании даже подгруппы «Джейш аль-Ахрар», которая выступает за объединение с аль-каидовской «Джебхат Фатх аль-Шам» для создания единого джихадистского «кулака» против Башара Асада.
Впрочем, как отмечают эксперты и активисты, раскол «Ахрар ар-Шам» не будет быстрым. Силы группировки сравнимы с аль-каидовскими и нынешняя ситуация в Идлибе, который остается основным оплотом исламистов на севере Сирии, грозит «Джебхат Фатх аль-Шам» серьезными проблемами, если силовое присоединение провалится. Так, группировка уже была вынуждена уступить требованиям других «оппозиционеров» и передать контроль над гражданским управлением и обслуживанием провинции в руки гражданского совета, который избрали 17 января. В этом аль-каидовцы также видят интриги «Ахрар ар-Шам».
Более того, вчера «Ахрар ар-Шам» вместе с другой группировкой «Сукор аль-Шам» атаковала в провинции Идлиб позиции «Джунд аль-Аксы», которая в январе слилась с аль-каидовцами. По данным медиактивистов, наступление не было обычными стычками, так как в боях использовались танки и артиллерия. При этом «Ахрар ар-Шам» сама уже давно требовала у аль-каидовцев порвать отношения с «Джунд аль-Аксой», которую считают ячейкой ИГИЛ, запрещенной в России. Гибель нескольких командиров «Ахрар ар-Шам» за последний год в группировке непосредственно увязывают с «Джунд аль-Аксой». Тем не менее, сегодня появились сообщения о том, что аль-каидовцы сумели примирить враждующих исламистов, хотя в руководстве «Ахрар ар-Шам» не все остались довольны.
На прошлой неделе в пику «Джебхат Фатх аль-Шам» группировка создала единый штаб с исламистами, которые поехали в Астану. Как сообщает сирийский проправительственный медиаактивист, именующий себя The 'Nimr' Tiger, в коалицию вошли «Сукор Шам», «Фастукум» и «Джейш Ислам». Напомним, что член политбюро последней группировки Мохаммад Аллуш возглавляет сейчас «умеренную оппозицию» на переговорах в Астане.
Очевидно, их результат и повлияет на дальнейшую ситуацию внутри исламистов-боевиков и их единство. Список группировок, которые не участвуют в переговорах, не ограничивается только «Джебхат Фатх аль-Шам» и «Ахрар ар-Шам», а включает в себя еще и джихадистов, которых поддерживают ближневосточные монархии. Как известно, представителей Высшего комитета переговоров, созданного в Эр-Рияде в 2015 году, в казахстанской столице почти не будет. Поэтому силы «отказников» существенны. Хотя и не настолько, как если бы «умеренная оппозиция» продолжала сохранять единство в борьбе против Башара Асада. И оно-то как раз и может быть нарушено в казахской столице.
«Если Астана — это переговоры всего лишь о механизме прекращения огня и гуманитарному доступу, то это позитивно. Но если там будут обсуждать политические дела, то это приведет к маргинализации не участвующих политических сил», — высказал свое мнение агентству Reuters командир одной из группировок «Свободной сирийской армии», которая не поехала в Астану. Один из членов саудовского Высшего комитета по переговорам Мохаммад Абуд при этом подозревает, что постепенное разделение «умеренной оппозиции» как раз и есть задачей организаторов переговоров. «Возможно, это одна из целей России — усилить разделение», — заявил международному агентству Мохаммад Абуд.
В таком случае у группировок «умеренной оппозиции» действительно не останется выбора, кроме как присоединяться к мирному процессу или идти в объятия «Аль-Каиды», чтобы выжить хотя бы на время. Что, впрочем, на руку Дамаску, Москве и Тегерану. С одной стороны, силы официально признанных террористов увеличатся. С другой, на поле боя уже не будет американских полутонов и в новом раскладе все будет ясно и понятно: союзник или враг, которого без всяких «но» можно уничтожать.
Сирийский узел
23.01 Прорыва на переговорах по Сирии в Астане ждать не приходится — эксперт
23.01 Foreign Policy: Пока в мире следили за Трампом, Россия получила базы в Сирии
20.01 Ближний Восток после Обамы: 13 полугосударств вместо 4 стран
20.01 В Турции назвали «нереалистичным» сирийское урегулирование без Асада
19.01 Разворот Трампа: будем освобождать сирийскую Пальмиру совместно?
Все новости сюжета