Экологи Роман Пукалов и Андрей Фролов в беседе с Ruposters рассказали, как и за сколько лет можно решить проблему с мусором в России.
По словам директора природоохранных программ организации "Зеленый патруль" Романа Пукалова, речь идет о нескольких шагах, которые потребуют значительных затрат.
В первую очередь, требуется строительство принципиально новых современных полигонов.
Пищевые отходы, например, могут перегнивать на полигонах. Но это должны быть современные полигоны - сложные инженерные сооружения. Это не те свалки, которые мы видим как горы мусора. Нужна дегазация. В Волоколамске она начата, в Кучино заканчивается. Требуется система сбора фильтрата. Воды, просачивающиеся через тело мусора, не должны попадать в грунтовые воды, нужны специальные дренажные трубы.Фильтрат опаснее даже выбросов сероводорода. В нем может оказаться вся таблица Менделеева - от мышьяка и ртути до тяжелых металлов. Потом на полигоне должны быть пункты радиационного контроля на въезде, ограждение и тд. Перегнивать отходы должны цивилизованно, их нужно и регулярно прогревать.
Эколог добавляет, что отдельного внимания заслуживают отходы первого класса опасности - лампы, батарейки. Они не должны попадать на свалки. Однако пока в России только один сертифицированный завод по утилизации батареек.
10% мусора нельзя переработать или отправить на полигон. Для него требуются специальные мусоросжигательные заводы. И тут, по словам Пукалова, есть большая опасность:
Как бы нам не привезли б.у. оборудование из Европы. Норвегия, Швеция, Финляндия сейчас активно списывают старые заводы, пытаются продать с них что-то хоть куда-нибудь. Не хотелось бы, чтобы мы приобрели печи, не позволяющие разогреть мусор до 1100 градусов. При этой температуре опасные соединения разлагаются до элементарных. Это те газы, которые и так есть в атмосфере. А вот меньшая температура - праздник для крайне опасных диоксинов.
Пример здесь для России - Германия, лидер в мусоросжигательной отрасли. Кроме того, строительство заводов там не вызывает отторжения у общества, поскольку они еще и принимают мусор для производства электроэнергии.
Сопредседатель экологических организаций Москвы Андрей Фролов оценил решение проблемы в Москве и Подмосковье в 100 миллиардов рублей (это деньги на строительство сортировочных станций, предприятий по переработке и т.д.). По его словам, часть денег можно взять с западных компаний.
В Европе на самом деле деньги взяли не с населения, а с предприятий. Там ввели систему "зеленой точки". Например, Coca-cola привозит 100 млн бутылок в год, так вот, ЕС принял постановление: произвели 100 млн бутылок - отчитайтесь. Если не отчитались - заплатите. Картон, упаковка - все так. Каждая фирма знает, за что ей отчитываться. Даже если бы мы брали бы только с западных компаний за упаковку, которую нам завозят, мы бы получали порядка 10 млрд долларов в год. Эти деньги не решили бы всю проблему, но в крупных регионах - Москве, Питере - можно было бы быстро все сделать.
Эксперт обратил внимание, что за 2-3 года могли бы построить около 400 сортировочных станций, пунктов переработки мусора - и проблема жителей Волоколамска и других подмосковных городов со свалками была бы решена.