Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Киев передал в суд ООН меморандум с обвинениями РФ в финансировании терроризма и расовой дискриминации.
Украина 16 января 2017 года подала иск против России в Международный суд ООН в Гааге. Киев утверждает, что Москва якобы нарушила конвенции о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Украинские власти обвинили РФ в поддержке терроризма и поставках оружия на Украину, а также дискриминации крымских татар и украинцев в Крыму. На период разбирательства Украина потребовала от Международного суда ввести так называемые временные меры против РФ. Согласно существующей процедуре, они вводятся с целью «заморозить» развитие конфликтной ситуации, предотвратить ее ухудшение до того, как суд не вынесет окончательное решение.
«Представление меморандума по делу против России — важный этап в доказательстве того, что за все свои противоправные действия РФ будет нести ответственность», — написал Порошенко на странице в Facebook.
Глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что меморандум состоит из 29 томов и весит около 90 килограммов.
Ранее Международный суд ООН наполовину удовлетворил требования Украины установить временные меры к России: по иску о нарушении конвенции по финансированию терроризма суд к Киеву не прислушался, но согласился с требованиями в связи с расовой дискриминацией.
Россия неоднократно опровергала подобные обвинения как со стороны Киева, так и стран Запада, подчеркивая, что не является стороной внутриукраинского конфликта. Представитель России в процессе глава правового департамента МИД Роман Колодкин заявил, что выдвинутые Украиной обвинения находятся за пределами юрисдикции суда. Комментируя предложение Киева ввести временные меры, он отметил, что в Москве «не видят ни юридической, ни фактической базы для их введения».
Он подчеркнул, если Киев действительно ищет мир, то он должен работать над полным выполнением минских договоренностей.
Как заявлял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя решение Международного суда ООН, ограничений для функционирования общественных организаций граждан России — крымских татар нет.