Согласно информации Национальной статистической службы Армении, годовая дефляция в декабре составила 1,1%. Подорожание зафиксировано лишь по группе «алкогольные напитки и табачные изделия» – в среднем на 1,1%.
Как известно, за последние два года резко ухудшилась картина с внешними трансфертами, получаемыми многими семьями в Армении. Процесс сокращения притока денежных переводов (в которых подавляющую долю занимают трансферты) из России начался еще в 2015 году. Скорее, это было не «сокращение», а настоящий обвал, серьезно урезавший доходы многих семей в Армении.
О том, что уровень жизни в целом снизился, свидетельствует динамика розничного товарооборота за последние два года. Приведем данные за 2015 год. Объем розничного товарооборота в текущих ценах тогда сократился в годовом исчислении на 114 млрд. драмов (или же на 7,8%).
Причем наибольший спад имелся по магазинам (на 111 млрд. драмов, или на 10,3%). То есть по тем предприятиям розничной торговли, услугами которых пользуется практически все население. А вот оборот объектов, торгующих автомобильным топливом, сократился незначительно – на 2 млрд. драмов (на 0,7%). В несколько видоизмененном сценарии, эти явления наблюдались и в прошлом году.
Предприниматели вынуждены были принять во внимание этот фактор, для них довольно нежелательный. Заметим, что ранее, с 2006 года по 2016 год, товары и услуги подорожали в среднем в 1,6 раза. Если часть этого роста цен была не обоснованной, то тем самым создался своего рода «запас прочности» для торговцев. Но, по некоторым сведениям, отдельные некрупные предприятия розничной торговли находятся в сложном финансовом состоянии, из-за сокращения текущих доходов.
Предновогодний ажиотаж в покупательском спросе всегда служил неплохой возможностью для взвинчивания цен, особенно на востребованные для праздничного стола продукты питания. Но, по официальным данным, средние розничные цены на продовольственные товары (без алкоголя и табака) повысились по сравнению с ноябрем «лишь» на 3,1%. Многие, конечно, засомневаются в этих цифрах. Вопрос здесь связан с методологией – мониторинг цен завершается 20-го числа каждого отчетного месяца. То есть последняя декада, на которую приходится «пик» покупательского спроса, выпадает из обследования.
Однако, по словам одного из специалистов торговли, еще с начала декабря начался последовательный рост цен на ряд продуктов – фрукты «заморские» (цитрусовые, ананасы, бананы), сухофрукты, орехи, различные мясные и рыбные деликатесы, и др.
Дело в том, что для расчета индекса потребительских цен статистики используют структуру розничного товарооборота, в которой доля указанных выше продуктов сравнительно небольшая. Поэтому их влияние на общий индекс цен минимизировано. Между тем перерасход на эти продукты, из-за их заметного подорожания в предновогодние дни, достигает немалой величины.
Смбат Григорян,>