Контракт, заключенный Грузией с компанией «Газпром» по транзиту российского газа в Армению, выгоден для договорившихся сторон, а озвученные на сей счет критика и недовольство были вполне ожидаемы, поскольку в грузинском обществе сохраняются антироссийские настроения, а РФ считается «страной-агрессором». Об этом заявил эксперт по Грузии Алик Эроянц.
Отметим, ранее министр энергетики Грузии Каха Каладзе заявил, что после трех раундов переговоров с компанией «Газпром-экспорт» грузинская сторона согласилась подписать соглашение, в соответствии с которым стоимость транзита российского газа в Армению через территорию Грузии будет оплачиваться не газом, как это было прежде, а в денежной форме. Кроме того, согласно договоренности, Грузия в случае необходимости будет получать из России газ не за 215 долларов за 1 тысячу кубометров, а за 185 долларов. Однако сумма, которую Грузия будет получать за транзит газа по магистральному газопроводу в Армению, была объявлена коммерческой тайной. При этом в правительстве страны признают, что эта сумма меньше чем стоимость тех 10%, которые Грузия получала ранее согласно старому контракту. В связи с этим 80 неправительственных организаций Грузии обратились к правительству страны с посланием, в котором требуют обнародовать детали контракта, заключенного с компанией «Газпром» договора по транзиту российского газа в Армению.
По словам эксперта, в соседней с Арменией стране считают, что российский госконцерн «Газпром» преследует антигрузинские цели, а критика обусловлена неосведомленностью общества Грузии в деталях контракта о транзите.
«В действительности, это взаимовыгодное соглашение. Ответственные за сферу энергетики Грузии проводят политику по диверсификации, им нужна альтернатива. Если бы „Газпром” отказался от поставок газа, грузинская сторона была бы вынуждена искать альтернативы», – сказал он.
По словам Эроянца, подписанный документ выгоден и «Газпрому», поскольку российская компания одержала победу над стремящейся к монополии Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) – разумеется, за счет уступок.
Более того, подчеркнул специалист, данный контракт выгоден и для Армении. Эроянц напомнил, что условия транзита способствовали понижению стоимости поставляемого в Армению российского природного газа.
Он подчеркнул, что заключением соглашения больше недовольны в соседнем Азербайджане.
«Это стало ударом по компании SOCAR, которая хотела стать единоличным поставщиком газа на грузинский рынок. Однако этого им не удалось, азербайджанская сторона не сумела восполнить этот пробел в 10%, необходимых Грузии. Это составляет 500 млн. куб. м. газа в год. Они сделали все возможное для вытеснения „Газпрома” с грузинского рынка, но им этого не удалось», – сказал эксперт.
Эроянц отметил, что до 200-300 млн. куб. м. газа Грузия получала от российского «Газпрома» – в обмен на транзит газа в Армению, 40-60 млн. куб. м. – через Армению из Ирана.
«Однако в Грузии объемы потребления газа все увеличиваются, следовательно, дефицит тоже растет и возникает необходимость в альтернативах», – подчеркнул Алик Эроянц.
Обратившись к озвученной президентом Грузии Георгием Маргвелашвили критике и обеспокоенности по поводу договора с «Газпромом» по транзиту российского газа в Армению, эксперт отметил, что таким образом грузинский лидер пытается сохранить образ либерал-демократа.
Отметим, как заявила пресс-спикер президента Грузии Эка Мишвеладзе на состоявшемся 17 января брифинге, Георгий Маргвелашвили считает, что соглашение с ООО «Газпром экспорт» навредит стране. «С подписанием этого договора ухудшился энергосектор страны, пострадали экономические и политические интересы Грузии. В конечном итоге мы получили ухудшенное положение по различным направлениям, за чем в будущем может последовать целый ряд проблем», – сказала Мишвеладзе.
«Каждый раз в подобных ситуациях Маргвелашвили старается выразить свою точку зрения, отмечая, что это исходит из общественных интересов. С другой стороны, известно, что они ведут определенную игру. Были случаи, когда параллельно с достижением небольшого прогресса в российско-грузинских отношениях президент Грузии с международных трибун делал антироссийские заявления. Кажется, у них приняты подобные явления», – прокомментировал А. Эроянц.