В преддверии парламентских выборов, по итогам которых будет выстроен новый каркас власти в Армении, на политическом поле республики воцарилось некоторое затишье. Судя по заявлениям политиков и информационным вбросам, в настоящее время между политическими силами ведутся переговоры по формированию предвыборных альянсов. О победе на выборах никто, кроме правящей Республиканской партии (РПА), всерьез не помышляет. План минимум для остальных участников — пройти в парламент, а максимум — сформировать там вторую по величине после РПА фракцию.
Заведомый фаворит на выборах 2 апреля 2017 года — Республиканская партия Армении представляет собой на сегодняшний день некий профсоюз чиновников и бизнесменов, площадку для достижения консенсуса внутри групп по интересам. РПА фаворит на предстоящих выборах не потому, что пользуется авторитетом в обществе, а по причине отсутствия реальной альтернативы себе — силы, сопоставимой по ресурсам и влиянию с партией власти. По сути, в последние годы РПА занимается менеджментом общественной апатии, что приводит к выхолащиванию политики из политики: государственные институты деградируют, Национальное собрание (парламент) — дискредитировано.
На этом фоне в армянском обществе фиксируются тревожные тенденции. Речь о распространении радикальных и популистских настроений. Большая часть общества в условиях кризисного застоя уходит в глубокую апатию, не менее значительная — мигрирует. Но в политически мотивированном сегменте, в частности, среди молодежи начинают доминировать яро радикальные политические взгляды. Они накладываются на благодатную почву низкого уровня образования молодежи и ухудшающейся социально-экономической ситуации.
Если еще несколько лет назад люди говорили о необходимости смены власти путем мирных уличных акций, потому что в честность избирательного процесса веры давно нет, то сейчас доминируют более резкие подходы. В такси, метро, автобусах и даже в прессе царит запредельный уровень недоверия к системе, перерастающей в ненависть. Если несколько лет назад острые социальные проблемы выводили людей на улицы для протеста в мирной форме, как это было на акции «Электрик Ереван», то уже в прошлом году появились ребята с оружием. Причем их было несколько групп. Одну выявили и нейтрализовали, а другая в июле прошлого года сумела захватить полицейский гарнизон в армянской столице, взять в заложники высокопоставленных правоохранителей и потребовать отставки президента. В столкновениях и перестрелках с членами вооруженной группы, в лице которых значительные общественные группы увидели героев, тогда погиб сотрудник Полиции, многие получили ранения.
Драматичность ситуации в том и состояла, что заведомо неприемлемый акт с захватом заложников в обществе был встречен с энтузиазмом. Начались массовые акции протеста в поддержку ультраправой группы «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), захватившей полицейский полк. Здравые голоса осуждения тогда были подавлены под натиском радикальных призывов. Люди стали восприимчивы к насилию, как к средству политической борьбы.
Июльский кризис в Ереване и апрельская война в Карабахе спровоцировали косметические изменения в структурах власти. На пост премьер-министра был назначен Карен Карапетян — многоопытный топ-менеджер в структурах российского «Газпрома», фактически взявший на себя функцию громоотвода. Последовали смена правительства и вывод из политического поля ряда одиозных персонажей, наживших состояния на бедах народа. Правда, обошлось без их посадок и привлечения к ответственности. Сам новый премьер вступил в правящую РПА. Сегодня Карапетян открыто говорит о существующих серьезных проблемах, однако ясных программ по их решению обществу пока не предъявлено.
Проблемы власти в Армении в предвыборный период усугублены еще одним фактором — размыванием поля внешней политики. Пересмотр глобальной стратегии США и ослабление Евросоюза привели фактически к упразднению программы «Восточное партнерство», позволяющей Еревану балансировать между Россией и Западом, получая в результате дивиденды в виде кредитов и грантов с двух сторон. А заодно сваливать внутренние проблемы на внешние силы и их конкуренцию за влияние в регионе. Внешнеполитический вакуум медленно, но верно выпячивает внутренний дисбаланс и поляризацию, лишая власть маневра. По той же причине мы видим тенденцию на обострение проблемы Нагорного Карабаха.
Предстоящие парламентские выборы не только не решат глубинные проблемы Армении, но и еще больше обострят их. Монополия РПА на внутренней арене будет по итогам выборов расширена и цементирована. Партия власти поставила перед собой цель обеспечить конституционное большинство в парламенте, что объясняется необходимостью обеспечения внутренней стабильности. Однако такая стабильность не устраивает само общество, поскольку оно видит, что речь идет о стабильной стагнации, а не о развитии. В свою очередь силам, называющим себя оппозицией, остается в этой ситуации лишь одно — торговаться за кусок пирога государственных финансов, который становится всё тоньше и тоньше. Оставленная на произвол «улица» тем временем будет наращивать градус радикализма и развивать жесткие формы противостояния с олигархической властью.
Система готовится к выборам, силы ведут переговоры о формировании коалиций и альянсов. Реанимируются старые, вытесненные еще два года назад на обочину политики и персонажи. Возвращение одного из них — Гагика Царукяна в активную политику — из той же оперы, или цирка. Создается ажиотаж, на фоне которого глубинные процессы в обществе уходят на второй план — заталкиваются за кулисы. Но таймер запущен, и что послужит спусковым крючком для новой эскалации — покажет время.
В последние годы Армения пережила несколько кризисов. Все они были разрешены путем коротких договоренностей и уступок, но без решения основополагающих проблем страны. Государственная машина живет в постоянной тревоге и, по сути, превратилась в один большой огнетушитель. Локальные очаги тушатся, но средняя температура протеста по стране растет, делая неизбежными новые возгорания. Вопрос лишь в том, хватит ли пены в огнетушителе?
Аршалуйс Мгдесян, специально для «NOVOSTI-DNY»,>