Снегоплавильная станция на ул. Широкой — вторая в Новосибирске. Первая станция открылась в 2013 году на ул. Федосеева. Обе станции идентичны, только первую доставили из Канады и собирали в России, а вторая приехала из Канады целиком, уже в собранном виде. «Это уникальная установка в России, стационарная, — мы первые. В Москве, за Уралом используют снегоплавильные машины, которые передвигаются, у нас именно стационарные», — заявил директор станции Иван Колпаков.
На территории площадью чуть более 1 тыс. кв. м на Широкой за год построили 1-этажное здание площадью 187 кв. м, а также подсобные модули. Саму станцию оборудовали канадской газовой установкой TRECAN 180-SG, предназначенной для утилизации больших объемов снега.
Сделали станцию по концессионному соглашению между мэрией и застройщиком «Перлит-Строй»: муниципалитет предоставил земельный участок и обустроил инженерные сети, остальные затраты — на концессионере. Договор был заключен в августе 2016 года на 14 лет. По нему ежегодно за сезон на станции должны перерабатывать до 400 тыс. куб. м снега по 78,99 руб. за 1 куб. м. Потратили на снегоплавилку 240 млн руб. По словам директора станции, в сутки она может «переварить» до 10 тыс. куб. м снега — это почти 800 самосвалов со снегом. Сейчас на станции перерабатывают 7–8 тыс. куб. м.
Станция функционирует 22 часа в сутки, в смену там выходит 6 рабочих. Начальник смены в отделении механизации следит за работой газовой системы. Его помощник работает на улице — корректирует механизатора, который подает снег. Работу тельфера — приспособления, вытаскивающего песок, — контролирует тельферист. Песок, остающийся после фильтрации снега, вывозит водитель КамАЗа. Диспетчер принимает талоны и считает приехавшие машины со снегом. А главный инженер следит за тем, как работают обе станции — и на Федосеева, и на Широкой.
Каждое утро бригада рабочих из специальной решетки вытаскивает крупногабаритный мусор — кирпичи, канистры, бутылки, елки, иногда — трупы сбитых животных, которые попадают в ковши снегоуборочной техники (в сутки получается по два КамАЗа мусора, который новосибирцы оставили на дорогах города). Еще неочищенный снег сваливают на специальную площадку, внизу которой решетка. После этого он попадает в камеру плавления.
Под площадкой для снега в землю врыт вглубь на 2,5 м огромный резервуар на 200 тонн. Рядом с резервуаром — три турбины, работающие на газе, с улицы можно рассмотреть их крышки. В резервуаре турбины гоняют теплую воду, поддерживая ее температуру на уровне +2…+3 градуса. Каждая турбина может растопить 60 тонн снега в час.
Компьютер в машинном отделении контролирует работу турбин и станции, показывает температуру каждой из горелок. «Чем больше будет снега, температура будет опускаться до нуля», — отметил Иван Колпаков. Также в машинном отделении стоят двигатели, генераторы, вентиляторы. На одной из дверей есть значок, напоминающий, что работать внутри следует в наушниках — очень шумно.
После того как снег растопили, находящийся в нем песок оседает на дно резервуара. Там стоит «гидросмыв» — большая труба, которая под давлением выталкивает из жидкости песок в другой резервуар.
Второй резервуар находится в помещении, под крышей. Его глубина 8 м, для песка там отводится 3,5 м. Песок из него вытаскивают тельфером — рабочий с помощью специального пульта опускает приспособление в резервуар, там оно зачерпывает песок, закрывает «челюсти» и поднимается на поверхность.
Когда вода из тельфера выливается обратно в резервуар, песок высыпают на спецплощадку. Там из него вытаскивают мусор и сушат, а потом опять же тельфером загружают в КамАЗ и вывозят на улицу. За ночь рабочие вывозят по 8-9 КамАЗов песка, в сутки получается около 120 куб. м, говорит Иван Колпаков.
Грязная вода из второго резервуара сливается по двум трубам диаметром 400 мм — для очистки. Потом уже чистая вода сливается в городскую канализацию.
За сутки снег на станцию привозят от 200 до 300 КамАЗов, основной поток идет ночью — дорожники привозят 3–4 тыс. куб. м снега (для сравнения: днем — около 1 тыс. куб. м). «Снег привозят в основном из Ленинского района, до этого загружали 60 тыс. тонн из Центрального и Железнодорожного районов», — рассказал Колпаков.
Когда станцию проектировали, замгендиректора ОАО «ЭкоНИИпроект» Ростислав Винокуров обещал, что вокруг нее поставят защитный экран, снижающий уровень шума. Однако Иван Колпаков пояснил, что экран не понадобился — от станции до ближайших домов около 150 м. Летом вдоль забора станции высадят ели.
По словам начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Сергея Райхмана, таких установок городу нужно еще 4-5 штук. В противном случае снег после зимней уборки просто будет негде хранить.
«Со снегоотвалами у нас все сложнее ситуация с каждым годом. Во-первых, есть требования законодательства, ужесточаются требования по экологии. Мусор копится на снегоотвале, по сути дела, это свалка получается. Вывозить куда-то за черту города — этот снег становится "золотым". Поэтому в перспективе установка снегоплавильных станций, в принципе, по одной на каждый район, это самый оптимальный вариант. Но это дорого действительно, это нам не осилить так сразу», — сказал мэр Анатолий Локоть.
По словам мэра, городские власти уже задумались о строительстве третьей снегоплавильной станции. «В принципе здесь, на левом берегу, требуется еще одна. Потому что площадь левобережья велика и одной станцией обойтись нельзя. Поэтому эта станция, которая заработала, это весьма вовремя, очень нужно», — заключил мэр.