Прокуратура Латвии 3 января передала в суд дело жителя Даугавпилса, бывшего ополченца Донбасса Артема Скрипника. К прежним обвинениям в «незаконном участии в боевых действиях за пределами Латвии» добавились новые (преступления против мира и человечества, участие в актах геноцида, военные преступления), сообщает портал Baltnews.lv.
Адвокат обвиняемого Имма Янсоне сообщила: «Обвинение против моего подзащитного изначально было очень шатким и грозило развалиться, как карточный домик. Дело в том, что статья 77 Уголовного закона Латвийской Республики, которая наказывает за самовольное участие в боевых действиях за рубежом, была принята лишь феврале 2015 г. К тому времени Скрипник уже находился на территории Российской Федерации. Осенью 2014 г. он получил тяжелое ранение под Луганском, после чего просто физически не мог воевать, рука и нога у него до сих пор частично обездвижены. Закон, как известно, обратной силы не имеет, и для тех, кто инициировал это дело, замаячила неприятная перспектива оправдания Скрипника в суде. Думаю, именно поэтому прокуратура, хватаясь за соломинку, прибегла к статье 89-й, которая карает за преступления против мира и человечества, участие в актах геноцида, военные преступления. Статья предусматривает очень суровое наказание: минимальное — десять лет лишения свободы, „потолок“ — пожизненное заключение. Но я уверена, что к моему подзащитному эти обвинения не имеют никакого отношения, и мы опровергнем их в суде. Кроме того, чтобы осудить Скрипника по 89-й, надо признать ополчения ДНР и ЛНР преступными организациями, созданными специально для совершения преступлений против человечества и прочих злодейств. Так гласит закон. Но ни одна институция Европейского союза не признала ДНР/ЛНР преступными либо террористическими организациями».
Ситуацию также прокомментировал общественный активист Владимир Линдерман, занимающийся судьбой Скрипника с момента его ареста. «Такое впечатление, что в Латвии решили устроить что-то наподобие Гаагского трибунала, где в роли Милошевича — обычный парень из Даугавпилса. Обвинения Скрипнику предъявлены те же, что и покойному лидеру сербов… Думаю, за этим стоит желание не только наказать конкретного человека, но и подбросить очередную вязанку хвороста в костер антироссийской истерики. Ведь если Скрипника, вопреки фактам, здравому смыслу и международному праву, осудят, допустим, за военные преступления, то что получается? Получается, что Россия, помогая республикам Донбасса, тем самым помогает военным преступникам, ату ее!.. В общем, эти новые обвинения — не правовой, а чисто пропагандистский ход», — считает Линдерман.
Напомним, что житель Даугавпилса Артем Скрипник (родившийся в 1990 году) был задержан Полицией безопасности на территории Латвии в феврале 2016 г. и помещен в Рижскую центральную тюрьму, где находится и по сей день. «Скрипнику предложили сделку со следствием. Условия сделки: он дает развернутые показания о присутствии российских военных в Донбассе, а в обмен на это ему гарантируют, что наказание будет условным. Публичное раскаяние „сепаратиста“ планировалось показать в телепередаче Neka Personiga („Ничего личного“). Ставка делалась на то, что заключенный, у которого отрезаны все контакты с „волей“, впадет в отчаяние и охотнее согласится на сотрудничество. Но Скрипник сделку отверг. Сейчас дело уже в прокуратуре, которая готовит его для передачи в суд. Учитывая политический характер процесса, задача перед защитой стоит сложная. Но шансы есть, и неплохие. В октябре 2014 г. Скрипник был тяжело ранен в голову (его правая рука и нога до сих пор частично парализованы), после чего по состоянию здоровья не мог принимать участия в боевых действиях», — сообщил ранее Линдерман.