Государственные ведомства, как всем понятно, нуждаются в коммуникационных услугах, и кто-то эти самые услуги им должен оказывать. Обычно исполнитель определяется на конкурсной основе, а им становится фирма, сумевшая обойти всех своих конкурентов и победить в тендере, предложив заказчику наилучшие условия и выгодную цену. Несколько недель назад стало известно, что грузинская компания ООО «Мобител», которая принадлежат российскому телекоммуникационному гиганту ОАО «Вымпелком» (функционирует в Грузии под торговой маркой «Билайн») не смогла победить в консолидированном тендере, объявленном с целью оказания корпоративной телекоммуникационной услуги государственным структурам Грузии. Результаты тендера были опубликованы на сайте Агентства по государственным закупкам.
В самом факте проигрыша в тендере нет ничего необычного — ну, не выиграл, так не выиграл. Однако необычным в какой-то степени можно посчитать то, что «Билайн» был единственной компанией, подавшей заявку на участие в отмеченном консолидированном тендере. Одной-единственной, больше никто в целом свете этим заниматься не пожелал. При таком раскладе нетрудно догадаться, что шансы на победу у «Билайна» равны 100%, тем более, что в компании к задаче отнеслись очень серьезно.
Как отметил до оглашения решения Национальной комиссии по коммуникациям (GNCC) генеральный директор «Билайна» Георгий Ткешелашвили, его компания удовлетворяет всем условиям, которые были указаны в тендере.
«Только „Билайн“ подал заявку на участие в тендере. Только „Билайн“ оказался заинтересованным в оказании государству услуги по условиям тендера. Следовательно, мы рады, что зафиксирована такая реальность. Мы очень рады, что мы окажем государству самую лучшую услугу. Мы сделаем все, чтобы государственные структуры получили квалифицированную услугу очень высокого качества. Если необходимо, мы мобилизуем дополнительные ресурсы. Если будет необходимо, сделаем инвестиции», — заявил Ткешелашвили.
«Билайн» — фирма крупная и достаточно известная, тем более, что ее руководство готово мобилизовывать все свои ресурсы и, даже, сделать инвестиции. Казалось бы, проблема решена, тем более, что альтернативы все равно нет. Но вот Национальная комиссия по коммуникациям обратилась с письмом к Агентству государственных закупок, где было отмечено, что «Билайн» не удовлетворяет условиям консолидированного тендера из-за того, что компания на данном этапе не может осуществлять 3G услуги по всей Грузии, предоставление которых якобы было также обговорено в условиях тендера.
Позиция Национальной комиссии коммуникаций у гендиректора компании Георгия Ткешелашвили вызвала недоумение. По его словам, условия тендера не требовали осуществления услуг третьего или четвертого поколения по всей территории Грузии. У «Билайна» нет такой возможности, но точно в таком же положении и другие крупнейшие операторы сотовой связи, функционирующие в Грузии. Ни Geocell, ни Magticom услуг третьего поколения никому не оказывали. Гендиректор «Билайна» считает, что при наличии такого условия в тендере, его удовлетворение было бы невозможным.
«В прошлые годы мы не принимали участия в консолидированном тендере, поскольку у нас не было 3G-лицензии. В конце декабря мы почти за 16 млн лари купили на аукционе 3G-лицензию, затем мы мобилизовали несколько десятков миллионов лари инвестиций, чтобы наладить 3G-сеть. Соответственно, мы удовлетворяем все условия, которые на сегодня объявлены в тендере. В том числе мы дополнительно оформили договор с „Блекбери“. В противном случае, если бы не соответствовали какому-нибудь пункту, мы бы не приняли бы участия в тендере», — заявил Ткешелашвили.
Беда в связи с «Билайном» в Грузии заключается и в том, что и ранее ООО «Мобител» уже терпела неудачу на грузинском рынке, что было связано с собственником компании, точнее страной происхождения — Россией. Более года назад компания попыталась приобрести активы крупнейшего грузинского интернет-провайдера Caucasus On-line, который владеет сетями, в том числе волоконно-оптическими кабелями Варна — Поти, длиной в 1200 км. Этот кабель, проложенный по дну Черного моря, кратчайшим путем доставляет интернет из Европы в страны Южного Кавказа. Посредством этого кабеля Армения обеспечивается на 85%, Грузия на 55% и Азербайджан на 50%.
Тогда специально оговаривалось, что и магистральную сеть, и подводный кабель по этой транзакции продать невозможно, и они остаются во владении Caucasus On-line. Об этом официально заявил председатель Национальной комиссии по коммуникациям Грузии Вахтанг Абашидзе. Это событие, являющееся чисто экономическим, вызвало в Грузии настоящую политическую бурю. В СМИ началась мощная антироссийская компания, к которой подключилась парламентская и внепарламентская оппозиция, значительная часть экспертного сообщества.
Бывший лидер партии «Свободные демократы» и экс-министр обороны Ираклий Аласания потребовал разъяснений от Национальной комиссии по коммуникациям по поводу предполагаемой продажи грузинской волоконно-оптической линии связи соседней России. Он посчитал, что данная информация важна для национальной безопасности Грузии, которая сделкой подобного рода ставится под угрозу.
Результатом этого широкомасштабного информационного наступления стало подписание интернет-провайдером Caucasus On-line и грузинской телекоммуникационной компанией Magticom меморандума о взаимопонимании, исключающем предполагаемое слияние Caucasus On-line с ООО «Мобител», дочерней компанией российского «Вымпелкома».
При этом надо помнить, что «Мобител» и «Вымпелком» — не Красная шапочка с бабушкой, которых каждый волк проглотить может. Рыночная доля «Мобител» на грузинском рынке по числу мобильных абонентов составляет 24% или 1,2 млн абонентов из около 5 млн имеющихся в стране. «Вымпелком» является международной телекоммуникационной и технологической компанией со штаб-квартирой в Амстердаме, обслуживающей более 200 млн клиентов на 14 рынках.
Тема российского экономического проникновения в Грузию не нова. Она перманентно муссируется в обществе. Эту карту с завидным постоянством использовали представители почти всего политического спектра. Экономическую экспансию «Газпрома», Интер РАО и многих других компаний не разоблачал только ленивый. Обеспечение экономической независимости страны, конечно, задача очень важная. Вызывает некоторое недоумение только тот факт, что понимается она как-то странно. Очень часто она фактически сводится к замене одного субъекта другим. Не совсем в этом случае понятно, чем зависимость от «А» лучше зависимости от «Б». В свое время один очень умный человек сказал, что постоянных союзников не бывает — бывают только постоянные интересы.
P.S. Критики Советского Союза одним из главных пороков советской системы называли безоговорочное доминирование политических вопросов над экономическими. Они не без оснований полагали, что именно приоритет политики над экономикой стал одной из главных причин экономического, а затем и политического краха СССР. Получается, что на постсоветском пространстве в этом плане ничего не изменилось. Вопрос заключается в том, как долго мы будем наступать на одни и те же грабли?
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»