Высший земельный суд Вены принял решение о возможности экстрадиции украинского бизнесмена и политика Дмитрия Фирташа в США. Однако буквально сразу после суда вмешалась «третья сила» в лице испанской прокуратуры, по запросу которой Фирташа снова арестовали. «Страна» в течение дня следила за судебным процессом в Вене и проанализировала как дальше могут развиваться события по этому делу.
По иронии судьбы суд в Вене принял решение 21 февраля. Именно в этот день три года назад — 21 февраля 2014 года — Дмитрий Фирташ прилетел из Вены в Украину и принял участие во встрече тогдашних лидеров оппозиции с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем.
Во время судебного процесса в Вене в апреле 2015 года сам Фирташ заявил, что на этой встрече был выработан план мирного урегулирования кризиса, который затем подписали Янукович и оппозиция при посредничестве европейских дипломатов. Эти договоренности предусматривали возврат к Конституции 2004 года и выборы президента Украины в конце 2014 года. Однако, против этого соглашения выступил Майдан и Янукович сбежал из Киева.
Договоренности были сорваны, после чего Украина вступила в период больших потрясений.
Спустя две недели после той февральской ночи Дмитрий Фирташ был арестован в Австрии по запросу властей США. Штаты обвиняли украинского бизнесмена в даче взятки на сумму 18,5 миллионов долларов ради получения разрешения на добычу титанового сырья в Индии.
30 апреля 2015 года Земельный суд Вены отказал прокуратуре США в выдаче Дмитрия Фирташа. В судебном решении причиной отказа были названы политические мотивы в ходатайстве США. После решения Земельного суда Вены Фирташу вернули паспорт. Однако, на него была подана апелляция, по которой теперь прозвучал вердикт Высшего суда.
Вероятно поэтому единственными словами, которые произнес Дмитрий Фирташ при выходе из зала судебного заседания в Высшем земельном суде Вены, была фраза «Один — один» (имеется в виду, что есть два решения — одно за, другое против).
Судебное решение судья Лео Ливняик-Ивански оглашал около полутора часов.
«Мы принимаем решение, допустима экстрадиция или нет, мы не ставим клеймо, является человек преступником или нет. Окончательное решение остается за федеральным министром юстиции Австрии, который решает, выдать или нет», — заявил судья в ходе заседания в Вене.
Сенат (коллегия судей) суда не согласился с решением суда первой инстанции и позволили экстрадицию Фирташа. Правда, судья не исключил, что до нее может и вовсе не дойти. Как минимум потому, что ранее Минюст США уже отозвал прошение о задержании политика, поэтому может в дальнейшем или отказаться от ходатайства об экстрадиции или снять обвинения с Фирташа.
Впрочем, все эти варианты станут ясны только после решения главы Минюста Австрии, который будет принимать решение о выдаче Фирташа.
Испанское дело
Впрочем, даже если бы Высший земельный суд запретил экстрадицию Фирташа в США, он 21 февраля все равно не смог бы покинуть Вену.
В минувшую пятницу Испания подала прошение об экстрадиции Фирташа в Барселону. В ноябре 2016 года Испания выдала ордер на арест Фирташа по подозрению в участии в организованном преступном сообществе и отмывании средств. В рамках этого дела Фирташ и был арестован сразу после окончания суда.
Украинскому обывателю эта история знакома по злоключениям сына бывшего мэра столицы Степана Черновецкого, который был задержан летом прошлого года в Испании по обвинению в организации сети по отмыванию денег в Каталонии. Позднее стали ясны подробности этих обвинений — оказалось, что Степан Черновецкий жил в доме, купленном якобы на отмытые средства.
Однако, при рассмотрении дела в Апелляционном суде Испании оказалось, что «доказательства не детализированы, и не обоснованы, и их недостаточно для подтверждения совершения предполагаемого преступления».
Теперь же испанская прокуратура считает Дмитрия Фирташа причастным к той же якобы «группировке», к которой принадлежал Черновецкий. Интересно, что испанские органы прокуратуры считают главным основанием для подозрений в отмывании средств существование офшорной схема приобретения недвижимости через компании, источники доходов которых неясны. Однако, такую же схему для покупки недвижимости в Испании задействовал и президент Украины Петр Порошенко, оформивший виллу в Марбелье на испанскую фирму Feruvita SL, бенефициаром которой он является.
В своей электронной декларации Порошенко упомянул фирму Feruvita SL, но информация о недвижимости там отсутствует. Точно такой же механизм использовал и соратник Порошенко Игорь Кононенко для покупки недвижимости в Испании.
Теперь же перед юстицией Австрии стоит вопрос — куда экстрадировать Фирташа — формально Фирташ может быть отправлен не только в США, но и в Испанию.
Если экстрадируют в Барселону, то тогда испанским правоохранителям придется доказывать преступное происхождение вложенных в недвижимость в Испании средств Фирташа. А сделать это будет непросто, учитывая его огромную бизнес-империю.
Будет ли экстрадиция?
В юридических кругах, имеющих отношение к делу Фирташа, оценили вероятность его экстрадиции «50 на 50». Правда, это было еще до известия об аресте Фирташа по запросу испанцев.
После него ситуация запуталась. Как рассказали «Стране» юристы, знакомые с европейской уголовной практикой, процедура экстрадиции в рамках ЕС между странами не происходит автоматически. Для высылки подозреваемого из одной страны в другую нужно чтобы совершенные преступления квалифицировались одинаково в обеих странах. «Двойное вменение» должен установить суд.
Но это не касается так называемого «европейского ордера на арест», который предполагает возможность немедленной выдачи преступника в другую страну ЕС. Например, именно такой ордер был выдан Швецией в отношении Джулиана Ассанжа.
Ближе к вечеру австрийский телеканал ORF сообщил со ссылкой на прокуратуру Вены, что это именно европейский ордер на арест. В таком случае в течение 60 дней его могут выдать. Но ещё есть нюанс. Если в течение 60 дней политик не будет выдан, то ордер теряет свою силу.
Решение об экстрадиции должен принимать судебный орган по месту нахождения лица. Получается, что это снова земельный суд Вены, который принял позитивное для Фирташа решение в апреле 2015 года. А до того, суд должен принять решение о мере пресечения — держать ли Фирташа под стражей или отпустить под залог.
Как сообщили «Стране» в прокуратуре Вены, Дмитрия Фирташа задержали на 96 часов.
Тюрьма Йозефштадт, где содержат Фирташа
По законодательству, в течение 48 часов после задержания должен быть созван суд, который рассмотрит меру пресечения. Прокуратура будет требовать ареста (но возможен и залог). На принятие решения суду также дается 48 часов.
Юристы Фирташа пока официально не комментируют ситуацию, отмечая, что еще не видели документы.
«Но если нашего клиента и переправят в Испанию, дело там быстро развалится, так как у испанцев нет никакой доказательной базы. Испанское дело было сфабриковано под воздействием предыдущей администрации США с целью забрать Фирташа из Австрии в Испанию, в случае проигрыша минюстом США апелляции в Вене. Цель — не пускать Фирташа в Украину как можно дольше. Впрочем, если Фирташа экстрадируют в США результат также будет нулевой. „Индийское дело“ такой же фейк как и испанское. Американская группа адвокатов уверена в своей позиции и победе в суде», — сказал нам один из юристов бизнесмена.
Последствия для Украины
Пока непонятны юридические нюансы, интересно рассмотреть нюансы политические.
Напомним, что в апреле 2015 года был проведен публичный допрос самого предпринимателя, а также высших политических лиц Украины, во время которых были публично озвучены сенсационные подробности прихода к власти нынешнего руководства страны.
Так, впервые была официально озвучена политическая связь между самим Фирташем и нынешним мэром Киева Виталием Кличко. Также была подтверждена информация, что в марте 2014 года в Вене, при участии Фирташа, состоялась встреча, на которой договорились об объединении усилий тогдашних лидеров оппозиции Петра Порошенко и Виталия Кличко на президентских выборах.
Также в материалах дела были подняты вопросы о том, что во время Майдана некоторые представители бывшей администрации Барака Обамы преследовали собственные экономические интересы, пытаясь заключить контракты по добыче сланцевого газа в Украине.
Кроме того, из показаний свидетелей по делу следовало, что на президентских выборах 2010 года администрация Обамы поддерживала Юлию Тимошенко, а в дальнейшем Штаты сделали ставку на Арсения Яценюка.
При этом, после смены власти в США, представители новой администрации уже не раз заявляли, что хотят провести аудит всех действий Вашингтона за предыдущие годы, в том числе выяснить, кого, за что, и какими суммами поддерживала администрация Обамы.
«Возвращение Фирташа в Украину — могло стать серьезным вызовом для власти. И перевернуло бы очень многие политические и экономические расклады. Если бы это произошло, то его появление стало бы своего рода политическим детонатором. Поэтому я не сомневаюсь, что его будут не пускать в Украину любыми способами. Используя и „испанские“ рычаги, и „американские“, и какие угодно, — говорит „Стране“ политический эксперт Руслан Бортник. — Но я бы не был уверен, что у противников Фирташа все получится. Ситуация в мире быстро меняется. В том числе и ситуация вокруг дела Фирташа. И я бы не исключал, что он, решив свои проблемы, вернется в страну».
Источник в правительстве сказал «Стране», что власти 21 февраля закрыли небо для частных самолетов, связав это с процессом в Вене. «В руководстве страны не понимали, чем закончится суд и опасались возвращения Фирташа», — сказал источник.
Запах газа
Интересно, что незадолго до решения Венского суда влиятельное издание Блумберг писало, что дело Фирташа «продемонстрирует истинное отношение новой администрации США к Украине».
Эта фраза может заиграть новыми красками с учетом версии, которую озвучил в разговоре со «Страной» источник в НАК «Нафтогаз Украины». По его словам, решение о возможности экстрадиции Дмитрия Фирташа может быть связано с борьбой за контроль над украинской газотранспортной системой.
Как отмечает источник, прежнее руководство правительства Украины во главе с Арсением Яценюком и нынешний глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев выступали за передачу украинской ГТС в управление американским компаниям, интересы которых активно лоббировал миллиардер и меценат Джордж Сорос.
«Фирташ, который имеет обширные интересы на газовом рынке Украины, в свое время, выступил категорически против этого, что и стало главной причиной его проблем с американцами, — говорит источник в НАКе. — Сейчас, после победы Дональда Трампа, пошли слухи, что за океаном концепция поменялась и компании, интересы которых отстаивает Сорос, вряд ли получат поддержку в Вашингтоне по проекту с ГТС. Возвращение Фирташа в Украину еще более ухудшило бы перспективы реализации этой идеи. Поэтому, насколько мне известно, Сорос предпринял активные действия, чтобы склонить австрийцев к экстрадиции. Итогом этого, возможно, и стало решение венского суда».
Не конец игры
Представители окружения Фирташа, с которыми удалось переговорить «Стране», также подтверждают эту версию.
«Реальные причины продолжающейся атаки Фирташа — политически мотивированное преследование властями США времен Обамы и конфликт бизнес-интересов с Соросом, — сказал один из соратников предпринимателя. — Новая администрация в Вашингтоне, в отличие от предыдущей, не имеет политической мотивации преследовать Фирташа. У нас есть уверенность, что он не будет сидеть в тюрьме и в конце истории вернётся домой».
Видный украинский политик, хорошо знакомый с Фирташем, также считает, что игра еще далеко не окончена.
«Один — один — это не конец игры, а окончание второго тайма, — говорит он. — Знаете, Дмитрий Фирташ очень любит баскетбол. Так вот в Европе игра идет 4 тайма по 10 минут, а в Америке в НБА 4 тайма по 12 минут, но если игра заканчивается вничью, то и в Европе и в США дополнительно назначают овертайм, и так пока не останется только один победитель».