Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия, обогатило художественную культуру России. В нем воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев.
Считается, что подносный промысел в Нижнем Тагиле, основателями которого являются крепостные художники Худояровы, изначально позиционировался как реклама тагильского металла высочайшего качества под маркой «Старый соболь». Уже позже подносное дело стало самостоятельным промыслом.
Фото: Центр развития туризма г. Нижний Тагил
Изначально Худояровы покрывали свои подносы изобретенным ими «хрустальным лаком», придававшим рисунку объемность и глубину. Современные художники не знают секрета худояровского лака, но сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением.
Тагильские подносы – это подносы-картины, когда в центре зеркала подноса располагается цветочное, пейзажное изображение, а края зеркала обрамляются широкой полосой геометрического или стилизованного растительного орнамента.
Все 250 лет существования тагильской росписи её художественная выразительность сохраняет ряд отличительных особенностей. Тагильской росписи присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов, законченность композиции, утонченная вязь орнаментов.