7 декабря Верховная Рада приняла Закон о государственном бюджете — 2018. Сомнений в том, что представители нынешней гибридно-долларовой парламентской коалиции нажмут кнопки «за» в необходимом количестве не было. Дело в том, что власть умаслила мажоритарщиков, а также олигархическую группу Коломойского, располагающего влиянием на 50–70 депутатов Рады.
Первым выделили 5 млрд грн на их округа (официально — субвенция на социально-экономическое развитие регионов), а для второй был заготовлен подарок в виде отказа от поднятия рентных ставок на добычу нефти и газоконденсата (42% акций «Укрнафты» по-прежнему принадлежат «Бене») вкупе с разрешением для компании «Международные авиалинии Украины» до 2023 года ввозить без уплаты таможенной пошлины и НДС самолеты марок «Embraer», «Bombardier», «ATR», которые сейчас временно ввозятся по договорам оперативного лизинга.
«Плюшки» получат и аграрные олигархи, которые становятся все более весомым фактором украинской политики. В частности, увеличено финансирование программы компенсаций половины стоимости строительства животноводческих комплексов — с 1,6 млрд до 4 млрд грн. Это на руку владельцу «Мироновского хлебопродукта» (монополист на украинском рынке курятины) Юрию Косюку, который достраивает птицефабрику в Винницкой области (напомним, что Косюк является порошенковским бизнес-партнером и в 2014 году занимал должность заместителя главы Администрации президента Украины).
Резонанс также вызвала новость о том, что со следующего года будет отменен возврат НДС при экспорте производителям рапса и сои, что снизит цены на эти культуры на внутреннем рынке в интересах требующих более дешевого сырья владельцев маслоэкстракционных заводов: здесь явно просматривается лобби другого порошенковского бизнес-партнера — Андрея Веревского, бенефициара агрохолдинга «Kernel».
Традиционно в госбюджете на следующий год приоритет отдан силовому блоку, на который с 2014 года тратится 5% от ВВП, что сравнимо разве что с показателями находящегося в состоянии хронической боеготовности Израилем и зажиточными монархиями Персидского залива. На 25% вырастет финансирование ВСУ — до 86 млрд грн, а финансирование аваковского МВД увеличится на 20% — почти до 66 млрд грн. «Не обидели» и другие силовые структуры вкупе с чиновничьим аппаратом (например, полностью дискредитировавшему себя климкинскому МИД добавят 426 млн грн) — фактически госбюджет-2018 продолжает тенденции формирование полицейско-чиновничьего государства, начавшиеся с приходом к власти «команды европейских профессионалов».
Сколько миллиардов, выделенных на ВСУ, будет распилено — вопрос, пожалуй, риторический. Несмотря на грозные обещания Порошенко «отрубить руки тем, кто будет разворовывать армию», воз и ныне там. Заметим, что международные рейтинги не подтверждают модернизацию «сильнейшей армии Европы», чем любит так кичиться Петр Алексеевич, выступая перед согнанными: в опубликованном в августе сего года международной компанией «Global Firepower» рейтинге ВСУ оказались лишь на 30-ом месте — между Швецией и Мьянмой, в то время как в 2013 году «разваленная Януковичем армия» занимала в этом списке 21-ое место.
Характерно, что темпы роста расходов на силовиков и чиновников превышает темпы заложенной на следующий год инфляции — последняя ожидается на уровне 7%. Правда 7-процентная инфляция — очередная маниловщина киевского правительства, на практике этот показатель будет вдвое выше. Примерно как это получилось в этом году: в проекте госбюджета-2017 инфляция закладывалась на уровне 8,1%, но только за 10 месяцев этого года ее уровень составил 11,5% (а «борщевой набор» подорожал на 33%). Причины роста инфляции в следующем году очевидны: девальвация гривны (до 30,1 грн за 1 $ к концу 2018 года против нынешних 27,2 грн), номинальный рост минимальной заработной платы (на 16,3% — до 3723 грн до вычета налогов) и вероятное повышение тарифов естественных монополий.
Чуть детальнее остановимся на номинальном росте зарплат и тарифах. Командно-административная «реформа 3200» (повышение в 2017 года минимальной зарплаты до 3200 грн до вычета налогов, что Гройсман и его клевреты считают чуть ли ни наибольшим достижением) на фоне отсутствия реального экономического роста привела прежде всего к росту инфляции, что уже был вынужден признать Нацбанк. При этом «реформу 3200» удалось провести при почти неизменных бюджетах предприятий и организаций (преимущественно государственных и коммунальных, где выплачивается «белая» зарплата) — путем пресловутой «уравниловки», то есть урезания премий и надбавок тем, кто получал больше (такая вот «декоммунизация»).
Ровно такой же эффект будет иметь повышение «минималки» и в 2018 году — сколько бы власть предержащие не говорили о некоем экономическом росте, это элементарно опровергается объемом розничной торговли, сократившемся на треть в 2017 году (в январе — сентябре 2016 года в фактических ценах он составлял 829,8 млрд грн, аналогичный период 2017 года — 578 млрд грн).
Что же касается тарифной политики то в очередной раз наблюдается жутчайший дисбаланс в разрезе деньги на субсидии / деньги на термомодернизацию. На первые выделят почти 71 млрд грн, а объем Фонда энергоэффективности составит в лучшем случае 1,2 млрд грн — картина маслом. К тому же, если Кабмин выполнит-таки свое же постановление, датированное весной 2017 года, на которое ссылается НАК «Нафтогаз Украины», о повышении тарифов на природный газ для населения и предприятий ТКЭ на 19% (по всей видимости, в этом отопительном сезоне правящие боятся повышать тарифы, что может дополнительно подпитать акции протестов), субсидионных денег явно не хватит — при таких раскладах заявку на получения «социала» подадут уже не 60% домохозяйств (нынешний показатель), а все 90%.
Вместе с тем, монетизация субсидий откладывается еще на год — в принципе, неудивительно, ведь нынешний субсидионный механизм является огромной коррупционной кормушкой. Ведь не секрет, что зачастую домохозяйства потребляют услуг меньше установленных норм, к тому же субсидии рассчитываются на основе статистических данных, гласящих, что население Украины составляет 40–42 млн против реальных 35 млн (и это в лучшем случае); а также субсидии — это лишний бонус для олигархов из числа владельцев энергетических монополий (наибольший из них — Ахметов, являющийся бизнес-партнером Порошенко).
Монетизация же субсидий резко усложнит механизм присвоения коррупционной ренты, да и долги в отрасли наверняка вырастут, поскольку нищающее население предпочтет, скорее, тратить «живые» деньги на товары первой необходимости.
По всей видимости, активно будет включаться и печатный станок Нацбанка, ведь Кабмин признает, что для возврата внешних и внутренних долгов в 2018–2019 годах необходимо привлечь 473,5 млрд грн — а это также внесет свою лепту в инфляционно-девальвационную спираль. Учитывая, что лишь за неполный 2017 год госдолг вырос на $6 млрд (до $77 млрд, а это более 80% от ВВП), а только обслуживание долга обходится примерно в 100 млрд грн в год, майданные деятели превратили Украину в вечного и безнадежного должника.
Какие источники будут привлечены для аккумулирования вышеуказанных сумм в условиях сворачивания кредитования со стороны МВФ и ЕС — вопрос открытый. На внутренние рассчитывать особо не приходится, тем более Кабмин прогнозирует рост ВВП лишь на 3% — что, кстати, выглядит также излишне оптимистично. Для достижения этого показателя в условиях продолжающегося схлопывания внутреннего рынка необходим серьезный рост цен на экспортируемое Украиной сырье на мировых рынках, но это фактор несистемный, практически не поддающийся прогнозированию. Ну, и не стоит забывать, что в условиях утраты государством монополии на насилие прогнозы Кабмина могут быть серьезно скорректированы «активистами», которые периодически грозятся заблокировать железнодорожные ветки, соединяющие Украину и Россию.
Кстати, НБУ оценил потери от блокады Донбасса в $1,8 млрд в 2017 году и $0,5 млрд на следующий год (то есть, «Минск-2» по-прежнему выполнять никто не собирается). Наиболее печальное, что в проекте госбюджета-2018 не заложено ни малейших точек роста, которые могли бы выступить драйверами роста национальной экономики.
Часть денег наверняка попытаются привлечь за счет займов на открытом рынке путем размещения еврооблигаций. В день проведения последнего саммита «Восточного партнерства» глава Минфина Александр Данилюк заявил о том, что Украина в 2018 году планирует разместить еврооблигации на сумму в $2 млрд. Напомним, что в сентябре Минфин на открытом рынке уже размещал «бонды» на сумму $3 млрд, чей срок погашения составляет 15 лет, а процентная ставка 7,375% (что сравнимо с государствами откровенно «третьего мира» — несложно подсчитать, что плата за обслуживание «бондов» на момент погашения превысит тело долга).
Но парадокс в том, что полученные на открытом рынке миллиарды придется выплачивать в счет долга перед Москвой — не стоит забывать о тех $3 млрд, которые Киев получил в декабре 2013 года, сколько бы нынешние правящие не называли этот долг «взяткой Януковичу за отказ от евроинтеграции». Слушания в апелляционном суде Лондона по этому долгу Украины состоятся 22—26 января 2018 года. Отметим, что в сентябре Киев возместил Москве часть судебных издержек по этому делу в размере 1,16 млн фунтов стерлингов.
В общем, для рядовых украинцев проект госбюждета-2018 не сулит ничего хорошего. Следующий год станет еще одним годом выживания в условиях африканских доходов и европейских тарифов под руководством полностью разложившейся политической «элиты», составленной из патологических клептоманов. Собственно, это и есть обещанная «жизнь по-новому».