За три года мы привыкли, что автомобиль российской сборки можно купить по программе утилизации или трейд-ин. Однако их действие заканчивается, и на смену идут две новые программы: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Рассчитаны они на более узкую аудиторию, но условия предлагают интересные.
Для кого программы
Программа «Семейный автомобиль» рассчитана на людей, имеющих двух детей. Для получения льготы необходимы два свидетельства о рождении.
«Первый автомобиль» предполагает, что человек приобретает машину впервые в жизни, причем возраст покупателя не ограничен, хотя ранее планировалось адресовать программу лишь тем, кто не достиг 30 лет. Факт первичности покупки будет проверяться самим банком по базам данных (бюро кредитных историй, ГИБДД). Кроме того, человек подпишет соглашение, что не имел в собственности автомобиль. При этом эксплуатация автомобиля родственников или друзей по доверенности допустима.
Также клиент не должен заключать кредитных договоров в 2017 году ни до, ни после того, как воспользуется одной из программ — это условие исключается получение двойной (тройной и т. д.) выгоды.
Что на кону
Программы подразумевают сразу два бонуса: во-первых, скидку на автомобиль в размере 10% от стоимости, во-вторых, субсидированную ставку по автокредиту, сниженную на 6,7 процентных пункта. При этом основная ставка банка не должна превышать 18%.
Подчеркнем, что скидка в 10% адресована в том числе тем, кто планирует купить автомобиль без кредита.
Условия программ вообще отличаются либеральностью. Например, банки вправе выдавать льготные автокредиты без первоначального взноса и включать сумму на страховку каско в тело кредита. Однако конкретные условия кредитования зависит от банка, поэтому уточняйте детали перед заключением сделки, в том числе, о дополнительных платежах (комиссии, каско и т. д.).
Какие автомобили можно купить по новым программам
Автомобили российской сборки стоимостью не более 1,45 млн. рублей. Отметим, что для прежних программ лимит стоимости составлял 1,15 млн. рублей.
Пока в программе участвуют все модели Lada, Datsun, ГАЗ и УАЗ, а также Chevrolet Niva, Peugeot 408, Citroen C4 Sedan, Mitsubishi Outlander, Toyota Camry и RAV4, Ford (Fiesta, Ecosport, Kuga, Mondeo, Focus, Transit), Kia (Rio, Sorento XM, Cerato), Nissan (Almera, Sentra, Terrano, Qashqai, X-Trail), Hyundai Creta и Solaris, Volkswagen Polo, Jetta и Tiguan, Skoda Octavia (кроме универсала), Rapid и Yeti, Renault (Logan, Sandero, Sandero Stepway, Duster, Kaptur).
Не исключено, что в ближайшее время список пополнится новыми моделями.
Как получить госсубсидию на покупку?
Если вы подходите под критерии программ, выбирайте автомобиль из списка выше. Оформить заявку на получение госсубсидии, как правило, можно и в самом автосалоне, и в офисе банка-партнера. Срок рассмотрения зависит от программы и банка, но обычно не превышает нескольких дней. В случае одобрения заявки, вы получите льготный автокредит и скидку в 10%.
Сколько я сэкономлю в реальности?
Например, вы остановили выбор на Lada Vesta с механической коробкой передач в версии Comfort. Прайсовая стоимость автомобиля составляет 599 тысяч рублей. За счет 10-процентной скидки она снизится до 539 тысяч рублей.
Пусть вы имеете 100 тысяч рублей в качестве первоначального взноса. Тогда на трехлетнем кредите за счет сниженной процентной ставки вы сэкономите еще чуть более 50 тысяч рублей.
Однако учитывайте необходимость страховать автомобиль по каско, стоимость которого зависит от автомобиля и выбранной компании.
Работают ли программы уже?
Да, автосалоны начали выдавать первые машины, купленные с помощью государственных программ. Практически все фирмы, собирающие автомобили в России, подтвердили свое участие.
Подчеркнем, что бонусы от госпрограмм во многих дилерских центрах суммируются с собственными скидками на автомобиль.
Нужно ли торопиться?
Банки-участники программы подтвердили нам, что спрос на госсубсидии растет, при этом финансирование программ ограничено. В частности, на «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» из бюджета выделено 3,75 млрд. рублей. В правительстве надеются, что этого хватит на реализацию около 60 тысяч автомобилей (3% от емкости рынка). Но в реальности количество может оказаться меньше: относительная щедрость программ предполагает ощутимую компенсацию в случае покупки дорогих авто, тогда как расчет количества велся для бюджетных машин.