Электромобиль в России: Будущее в тумане - «Авто» » Новости Дня Сегодня
Электромобиль в России: Будущее в тумане - «Авто» 14:00 Пятница 0 428
25-08-2017, 14:00
Авто 428 0

Электромобиль в России: Будущее в тумане - «Авто»


Электромобиль в России: Будущее в тумане - «Авто»

Будущее подкралось незаметно. Tesla выпускает первый массовый электромобиль Model 3, Jaguar сделал новый кроссовер i-Pace чисто электрическим, Volkswagen запускает целую линейку электромобилей, Германия, Дания, Норвегия и Британия грозятся запретить автомобили с ДВС в перспективе 10−20 лет. А Nissan тем временем готовится вывести на российский рынок электромобиль Leaf. Но в России уже есть «Лифы», завезенные серым импортом, и мы встретились с владельцем одного из них, чтобы узнать — ну как оно?

35 копеек за километр

Вообще первое и главное достоинство электромобиля, которым попытается удивить вас любой владелец — это низкие эксплуатационные расходы. Судите сами: при цене бензина под 40 рублей за литр и расходе 10 л/100 км, километр пробега обходится в 4 рубля. А на электромобиле — 35 копеек! Это если считать стоимость электричества при оплате его по бытовому тарифу. Например, зарядка этого Nissan Leaf обходится в 50 рублей, которых хватает примерно на 140 километров.

Впрочем, в этих расчетах есть доля лукавства. Во-первых, 140 километров Leaf проезжает, если двигаться аккуратно и не пользоваться «печкой», кондиционером и прочими мощными энергопотребителями. Во-вторых, если уж мыслить глобально, цена электроэнергии не будет столь низкой, когда электромобили получат распространение: на скоростных заправках стоимость киловатт-часа, скорее всего, будет считаться совсем не по гражданским тарифам. Также и в бензине львиную долю стоимости формируют разнообразные налоги и акцизы.

Но что нам до будущего, когда Leaf позволяет экономить уже сейчас. И не только на заправке-зарядке, но и обслуживании. Отсутствие ДВС и трансмиссии делают плановые ТО редкими (раз в 30 тысяч километров) и недорогими — в районе 2−3 тысяч рублей, хотя в данном случае речь не идет об официальном дилерском обслуживании.

Но ведь на самом деле важны не столько расходы, сколько их соотношение с ценой. Быстро ли окупается Nissan Leaf? Поскольку в России он пока не представлен, говорить о его цене сложно: например, владелец оценивает этот Leaf 2013 года выпуска в 950 тысяч рублей. Цена выглядит завышенной, но положим, что разница с близкой по классу иномаркой составляет 200 тысяч рублей. При таких условиях окупаемость Leaf наступит через 55−60 тысяч километров. Вроде бы, не так и много — примерно как у дизеля. Но проблема в том, что проехать на Leaf такие расстояния гораздо сложнее.


На привязи к розетке

Пока электромобиль — исключительно городской транспорт. Главным ограничителем является дальность пробега на одной зарядке: литий-ионная батарея емкостью 24 кВт/ч позволяет этому Leaf проезжать в идеале 160 км, в реальности — 100−140 км. Владельцу достаточно: он живет в 15 км от работы, а для дальних поездок имеет подменную машину. Но если положить его недельный пробег на уровне 150 км, 55 тысяч километров он проедет за… 7 лет. К тому моменту Leaf исполнится одиннадцать лет, закончится восьмилетняя гарантия на батарею, а емкость ее, скорее всего, упадет до критической величины. Так что добавим ко всем расходам еще и дикую потерю стоимости.

Причем разница в цене нового Leaf и его одноклассников будет еще более внушительной, а с ней — и срок окупаемости. Поэтому низкая стоимость километра пробега является лишь академическим показателем, который мало отражает реалии.

Другой проблемой является скорость зарядки. У Leaf два разъема, один — под бытовую розетку, которая выдерживает ток 16А и заряжает электромобиль за 6−8 часов. Если найти розетку на 32А, скорость зарядки возрастет примерно вдвое. Второй разъем для скоростной зарядки обеспечивает мощность до 55 кВт, а время зарядки падает до получаса, но таких «суперчарджеров» в России за пределами столиц пока практически нет. Да и в столицах мало.

Завоевание мира или статистическая погрешность?

В Европе и США ситуация несколько отличается: там и зарядных станций больше, и субсидии с налоговыми послаблениями для владельцев электромобилей ощутимые. Поэтому, например, одной из самых электромобильных стран мира является Норвегия: дороговизна всего в скандинавской стране делает экономию от электромобиля более заметной.

Но даже с учетом благоприятной конъюнктуры спрос на электромобили по всему миру не назовешь шквальным. Самой популярной моделью является как раз Leaf, но с 2010 года он разошелся тиражом менее 300 тысяч единиц. По меркам электромобилей — это невероятное достижение, по меркам большого автопрома — статистическая погрешность.

Однако тему электромобилей нельзя обсуждать «в статике». В 2015 году разразился дизельный скандал с Volkswagen (так называемый дизельгейт), после которого немецкий гигант резко изменил курс, забросил работу над рядом классических проектов (например, новым поколением коробок DSG) и занялся электромобилями, обещая целую россыпь к 2025 году. За лидером мнений потянулись остальные, и увлечение электромобилями из некого чудачество вдруг превратилось в тренд, сдобренный экологическим политиканством.

Многие проблемы электромобилей есть лишь проблемы роста. Скажем, малое число зарядных станций объясняется малым числом электромобилей, которое объясняется малым числом зарядных станций. Типичный замкнутый круг, который близок к разрыву.

Сложнее с аккумуляторами: до сих пор они были слишком дорогими, слишком тяжелыми и слишком малоемкими, чтобы электромобили могли всерьез бросить вызов традиционным авто. Но ситуация постепенно меняется: сначала Tesla научилась делать электромобили с паспортным пробегом в районе 500 км (правда, именно паспортным), потом Chevrolet выпустила Bolt, способный пройти на зарядке свыше 400 км. Новое поколение Leaf, которое привезут в Россию, получит батарею емкостью 60 кВт/ч, что увеличит пробег до 300 км (в российских реалиях — где-то до 200−250 км). Коль скоро темой электромобилей занялись одновременно почти все значимые автопроизводители (BMW, Mercedes, Volvo, Jaguar, Volkswagen, Renault-Nissan, Toyota, GM и т. д.), прогресс в этой области вполне вероятен.

Проверка Россией

Россия, к слову, старается быть в тренде, и время от времени законодатели рассматривают «зеленые» инициативы: то освободят электромобили от пошлин, то предложат им бесплатную парковку, а то и вовсе анонсируют запрет на въезд не-электромобилей в крупные города и курортные зоны. Пока эти проекты не оказывают влияния на рынок электромобилей, парк которых в России составляет всего тысячу единиц против 50 млн. автомобилей. Однако власти демонстрируют желание идти в общемировом тренде, пусть с привычным опоздание лет на десять.


Да оно и к лучшему. Ко всем сложностям с электромобилями в России добавляется еще одна: суровый климат. Владелец этого Leaf зимой разогревает его салон по таймеру, пока аппарат еще подключен к розетке. Однако когда Leaf построит на морозе -35 градусов, а потом поедет с включенной на все деньги «печкой», пробег составит… владелец не раскрыл секретов, но пробег зимой далек от летних значений.

Поэтому в ближайшие лет десять России вряд ли грозит электрификация личного транспорта, да и Leaf здесь начинают продавать больше в имиджевых целях. Однако если заглянуть еще дальше, не исключено, что электромобили образца 2035 года будут вполне привычным транспортом для наших детей.


Будущее подкралось незаметно. Tesla выпускает первый массовый электромобиль Model 3, Jaguar сделал новый кроссовер i-Pace чисто электрическим, Volkswagen запускает целую линейку электромобилей, Германия, Дания, Норвегия и Британия грозятся запретить автомобили с ДВС в перспективе 10−20 лет. А Nissan тем временем готовится вывести на российский рынок электромобиль Leaf. Но в России уже есть «Лифы», завезенные серым импортом, и мы встретились с владельцем одного из них, чтобы узнать — ну как оно? 35 копеек за километр Вообще первое и главное достоинство электромобиля, которым попытается удивить вас любой владелец — это низкие эксплуатационные расходы. Судите сами: при цене бензина под 40 рублей за литр и расходе 10 л/100 км, километр пробега обходится в 4 рубля. А на электромобиле — 35 копеек! Это если считать стоимость электричества при оплате его по бытовому тарифу. Например, зарядка этого Nissan Leaf обходится в 50 рублей, которых хватает примерно на 140 километров. Впрочем, в этих расчетах есть доля лукавства. Во-первых, 140 километров Leaf проезжает, если двигаться аккуратно и не пользоваться «печкой», кондиционером и прочими мощными энергопотребителями. Во-вторых, если уж мыслить глобально, цена электроэнергии не будет столь низкой, когда электромобили получат распространение: на скоростных заправках стоимость киловатт-часа, скорее всего, будет считаться совсем не по гражданским тарифам. Также и в бензине львиную долю стоимости формируют разнообразные налоги и акцизы. Но что нам до будущего, когда Leaf позволяет экономить уже сейчас. И не только на заправке-зарядке, но и обслуживании. Отсутствие ДВС и трансмиссии делают плановые ТО редкими (раз в 30 тысяч километров) и недорогими — в районе 2−3 тысяч рублей, хотя в данном случае речь не идет об официальном дилерском обслуживании. Но ведь на самом деле важны не столько расходы, сколько их соотношение с ценой. Быстро ли окупается Nissan Leaf? Поскольку в России он пока не представлен, говорить о его цене сложно: например, владелец оценивает этот Leaf 2013 года выпуска в 950 тысяч рублей. Цена выглядит завышенной, но положим, что разница с близкой по классу иномаркой составляет 200 тысяч рублей. При таких условиях окупаемость Leaf наступит через 55−60 тысяч километров. Вроде бы, не так и много — примерно как у дизеля. Но проблема в том, что проехать на Leaf такие расстояния гораздо сложнее. На привязи к розетке Пока электромобиль — исключительно городской транспорт. Главным ограничителем является дальность пробега на одной зарядке: литий-ионная батарея емкостью 24 кВт/ч позволяет этому Leaf проезжать в идеале 160 км, в реальности — 100−140 км. Владельцу достаточно: он живет в 15 км от работы, а для дальних поездок имеет подменную машину. Но если положить его недельный пробег на уровне 150 км, 55 тысяч километров он проедет за… 7 лет. К тому моменту Leaf исполнится одиннадцать лет, закончится восьмилетняя гарантия на батарею, а емкость ее, скорее всего, упадет до критической величины. Так что добавим ко всем расходам еще и дикую потерю стоимости. Причем разница в цене нового Leaf и его одноклассников будет еще более внушительной, а с ней — и срок окупаемости. Поэтому низкая стоимость километра пробега является лишь академическим показателем, который мало отражает реалии. Другой проблемой является скорость зарядки. У Leaf два разъема, один — под бытовую розетку, которая выдерживает ток 16А и заряжает электромобиль за 6−8 часов. Если найти розетку на 32А, скорость зарядки возрастет примерно вдвое. Второй разъем для скоростной зарядки обеспечивает мощность до 55 кВт, а время зарядки падает до получаса, но таких «суперчарджеров» в России за пределами столиц пока практически нет. Да и в столицах мало. Завоевание мира или статистическая погрешность? В Европе и США ситуация несколько отличается: там и зарядных станций больше, и субсидии с налоговыми послаблениями для владельцев электромобилей ощутимые. Поэтому, например, одной из самых электромобильных стран мира является Норвегия: дороговизна всего в скандинавской стране делает экономию от электромобиля более заметной. Но даже с учетом благоприятной конъюнктуры спрос на электромобили по всему миру не назовешь шквальным. Самой популярной моделью является как раз Leaf, но с 2010 года он разошелся тиражом менее 300 тысяч единиц. По меркам электромобилей — это невероятное достижение, по меркам большого автопрома — статистическая погрешность. Однако тему электромобилей нельзя обсуждать «в статике». В 2015 году разразился дизельный скандал с Volkswagen (так называемый дизельгейт), после которого немецкий гигант резко изменил курс, забросил работу над рядом классических проектов (например, новым поколением коробок DSG) и занялся электромобилями, обещая целую россыпь к 2025 году. За лидером мнений потянулись остальные, и увлечение электромобилями из некого чудачество вдруг превратилось в тренд, сдобренный экологическим политиканством. Многие проблемы электромобилей есть лишь проблемы роста. Скажем, малое число зарядных станций объясняется малым числом электромобилей, которое объясняется малым числом зарядных станций. Типичный замкнутый круг, который близок к разрыву. Сложнее с аккумуляторами: до сих пор они были слишком дорогими, слишком тяжелыми и слишком малоемкими, чтобы электромобили могли всерьез бросить вызов традиционным авто. Но ситуация постепенно меняется: сначала Tesla научилась делать электромобили с паспортным пробегом в районе 500 км (правда, именно паспортным), потом Chevrolet выпустила Bolt, способный пройти на зарядке свыше 400 км. Новое поколение Leaf, которое привезут в Россию, получит батарею емкостью 60 кВт/ч, что увеличит пробег до 300 км (в российских реалиях — где-то до 200−250 км). Коль скоро темой электромобилей занялись одновременно почти все значимые автопроизводители (BMW, Mercedes, Volvo, Jaguar, Volkswagen, Renault-Nissan, Toyota, GM и т. д.), прогресс в этой области вполне вероятен. Проверка Россией Россия, к слову, старается быть в тренде, и время от времени законодатели рассматривают «зеленые» инициативы: то освободят электромобили от пошлин, то предложат им бесплатную парковку, а то и вовсе анонсируют запрет на въезд не-электромобилей в крупные города и курортные зоны. Пока эти проекты не оказывают влияния на рынок электромобилей, парк которых в России составляет всего тысячу единиц против 50 млн. автомобилей. Однако власти демонстрируют желание идти в общемировом тренде, пусть с привычным опоздание лет на десять. Да оно и к лучшему. Ко всем сложностям с электромобилями в России добавляется еще одна: суровый климат. Владелец этого Leaf зимой разогревает его салон по таймеру, пока аппарат еще подключен к розетке. Однако когда Leaf построит на морозе -35 градусов, а потом поедет с включенной на все деньги «печкой», пробег составит… владелец не раскрыл секретов, но пробег зимой далек от летних значений. Поэтому в ближайшие лет десять России вряд ли грозит электрификация личного транспорта, да и Leaf здесь начинают продавать больше в имиджевых целях. Однако если заглянуть еще дальше, не исключено, что электромобили образца 2035 года будут вполне привычным транспортом для наших детей.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl