С 2018 года новые автомобили должны снова подорожать из-за увеличившегося утилизационного сбора. Так что вопрос о том, какую машину лучше купить — новую или подержанную, — стоит не менее остро, чем раньше. Действительно, за условные 800?000 рублей можно купить нормально укомплектованный новый Hyundai Solaris или трехлетний Mitsubishi ASX, или шестилетнюю Toyota Camry. Но что будет после покупки? Какую машину будет дешевле содержать? Об этом сегодня и поговорим, точнее, посчитаем что к чему.
Плюсы и минусы
Из очевидного. Подержанную машину уже не нужно возить к официальному дилеру, а можно обслуживать самому, у знакомого, в гаражах, в клубном сервисе или у неофициального дилера — в любом случае будет дешевле. Во-вторых, можно не опасаться ставить на машину какое-то дополнительное оборудование в страхе, что слетишь с гарантии. Это развязывает руки и позволяет, например, превратить довольно старую и не слишком современную машину в инновационный автомобиль с системой бесключевого доступа, камерой заднего вида, проекционным дисплеем и так далее. Благо, китайские интернет-магазины позволяют апгрейдить за недорого почти любой автомобиль.
С другой стороны, подержанный автомобиль — это рулетка, кот в мешке: никогда точно не знаешь, что и когда у него сломается. И хотя тщательный выбор при покупке позволяет более или менее понимать, когда и что придется менять, сюрпризы таки возможны. Ну да хватит сырых рассуждений. Переходим к цифрам и фактам.
Solaris, Mitsubishi и Toyota
Автомобиль | Mitsubishi ASX (трехлетний) | Toyota Camry (шестилетняя) | Hyundai Solaris (новый) |
Стоимость автомобиля | 800?000 | 800?000 | 800?000 |
Стоимость автомобиля через три года | 649?000 | 650?000 | 506?000 |
Потеря стоимости за три года в рублях | 151?000 | 150?000 | 294?000 |
Остаточная стоимость в процентах | 81,125 | 81,25 | 63,25 |
Средний годовой пробег, км | 20000 | 20000 | 20000 |
Пробег за три года, км | 60000 | 60000 | 60000 |
Стоимость ТО за три года, руб. | 81000 | 121000 | 30000 |
Стоимость ОСАГО за 3 года, руб. | 33000 | 38000 | 33000 |
Транспортный налог на 3 года, руб. | 8775 | 15750 | 9225 |
КАСКО за три года, руб. | 0 | 0 | 250000 |
Стоимость бензина за литр, руб. | 40 | 40 | 40 |
Расход топлива на 100 км, л | 8 | 9 | 7 |
Стоимость топлива за 3 года, руб. | 192000 | 216000 | 168000 |
Расходы за три года, руб. | 457?000 | 525?000 | 775?000 |
Стоимость 1 км, руб. | 7,616666667 | 8,75 | 12,91666667 |
Для примера я взял новый Hyundai Solaris, трехлетний Mitsubishi ASX и шестилетнюю Toyota Camry и посчитал стоимость километра для каждой из этих машин.
Из таблицы видно, что подержанные автомобили теряют в цене меньше, чем новые. Так, за три года новый Solaris потеряет почти 37% от своей первоначальной стоимости, а подержанные ASX и Camry теряют за следующие три года своей жизни меньше 20%.
Чтобы сравнение получилось правильным, мы заложили в стоимости ТО для подержанных машин коэффициент полтора. Это сделано намеренно для того, чтобы учесть непредвиденные расходы на детали, у которых просто подошел к концу ресурс.
Таким образом, стоимость одного километра на новом Hyundai Solaris обойдется почти в 13 рублей, на шестилетней Toyota Camry в 8,75 рубля, а на трехлетнем Mitsubishi ASX — всего 7,6 рубля.
Особо внимательный читатель заметил, что новый Solaris в течение трех лет страховался по КАСКО, а Camry и ASX — нет. Так в действительности и бывает. По КАСКО страхуют в основном новые автомобили до трех лет, а потом на страховку забивают. Но это как бы нечестно. Если посчитать расходы на Solaris, который не будут страховать по КАСКО, то стоимость километра у него составит 8,5 рубля — ровно столько, сколько у Camry.
Выводы
Какие выводы можно сделать? Главный вывод заключается в том, что обслуживание подержанной машины, если мы не говорим о премиум-марках, обходится не дороже, чем обслуживание новой бюджетной иномарки. И бояться, что шестилетняя машина разорит вас, не стоит (при условии покупки живого экземпляра, за которым ухаживали прежние хозяева).
Отдельных слов заслуживают автомобили премиум-класса Mercedes, BMW, Range Rover. Такие автомобили лучше не покупать подержанными, потому что стоимость запчастей на них гораздо выше, чем на машины народных марок. Плюс к этому новейшие технологии часто оказываются не слишком надежными в разрезе времен. А стоимость работ по замене одной и той же детали на машине бюджетного производителя и премиум-производителя может отличаться в разы.
Так что не стоит между Тойотой и Мерседесом выбирать Мерседес, потому как: а) он будет старше и с бОльшим пробегом, б) расходы на его содержание и ремонт будут выше, в) налог на него будет очень большим.
А теперь сравним стоимость километра пробега нового Соляриса с годовалым. Стоимость километра у нового составляет 8,5 рубля, а стоимость 1 км у годовалого Соляриса равняется 6,3 руб. Как видим, разница почти в 30%. Состояние машины, которой всего один год, будет почти как у новой, при этом, скорее всего, автомобиль вам достанется со вторым комплектом колес и, возможно, установленным дополнительным оборудованием, за которое пришлось бы доплачивать из собственного кармана при покупке нового автомобиля.
Итак, ещё один вывод, к которому мы плавно подошли — если собираетесь купить новый автомобиль, но хотите сэкономить, присмотритесь к точно такому же, но годовалому.