Когда застреваешь в снегу и способностей штатной зимней резины не хватает, в ход приходится пускать специальные приспособления и смекалку. К специальным приспособлениям можно отнести, например, браслеты на колеса, цепи, сетку, сэнд-треки, лопату, песок, лом, трос, в конце концов. Все это продается в магазинах и стоит не так уж и дорого — от 500 до 3000 рублей. Более того, все это (или хотя бы что-то) можно возить с собой в багажнике и использовать только в случае крайней необходимости.
Спасение малой кровью
Очень часто вместо инструментов и специальных приспособлений гораздо быстрее и эффективнее помогают прохожие и другие водители. Нужно просто помочь машине проехать 10?15 сантиметров. Иногда для этого достаточно даже усилий самого водителя.
В большинстве остальных случаев бывает достаточно крепкой легкой лопаты и 5?6 кг песка, которые не займут в багажнике много места. Первое, что нужно сделать — вычистить из-под машины снег в направлении движения. Критичен любой бугорок или ямка. Лучше всего вычищать снег не только под колесами, но и под днищем, чтобы машина не села на брюхо. Если машина уже буксовала и колеса вырыли ямки, в которых успел образоваться лед, нужно посыпать их песком. Песок даст машине сцепление с дорогой и уверенный старт.
На машинах с механической коробкой передач, можно попробовать выехать враскачку. На машинах с автоматом рекомендуется использовать зимний режим, чтобы машина трогалась плавно со второй передачи.
Тонкости, о которых лучше знать
Если есть система стабилизации, то при выезде из сугроба её лучше отключить — она в данном случае будет только мешать.
Колеса должны стоять прямо. С даже чуть-чуть повернутыми колесами машине будет выехать гораздо сложнее, потому что траектории передних и задних колес будут разными, и каждому колесу придется пробивать себе дорогу самостоятельно.
Если нужно поворачивать, то сделайте искусственные колеи для каждого колеса — они реально помогают, когда нужно выехать, например, с уже проторенной колеи.
В качестве альтернативы песку, можно использовать наполнитель для кошачьего туалета, он очень гидроскопичен и собирает всю воду вокруг колеса, позволяя машине стронуться с места. Можно сыпать и обычную поваренную соль.
Если нет вообще ничего, то нужно подложить под ведущие колеса какие-нибудь камушки, ветки. Если нет и их, то можно в качестве подложки для увеличения сцепления использовать салонные коврики.
В ход идет тяжелая артиллерия
Еще один способ, помогающий выехать из снежно-ледового плена — стравить давление в колесах. Спустите шины до 0,8?1 атм. Таким образом увеличится площадь сцепления колеса с дорогой и сама покрышка будет более податливой, перестанет обращать внимание на некоторые кочки и ямки. Но в этом случае крутить рулем не рекомендуется вообще, так как есть реальный риск разбортировать колесо.
При выезде из сугроба на заднеприводном автомобиле можно воспользоваться приемом одновременного прибавления газа и затягивания ручника. Затягивать ручник нужно несильно, так, чтобы буксующее колесо тормозилось, дифференциал переставал работать и крутящий момент перераспределялся на колесо с лучшим сцеплением. Иными словами, нужно сымитировать работу электронной блокировки дифференциала.
На машине с передним приводом можно использовать другой прием — быстро вращать рулем на четверть оборота из стороны в сторону. Колеса могут найти зацеп и помогут выбраться из сложной ситуации. Особенно эффективен этот способ, когда нужно выехать из уже проторенной колеи. Быстро поворачивая туда-сюда руль, машина раскачивается в поперечном направлении, и сила инерции начинает вам помогать.
Если в машине есть достаточно длинный трос, его можно использовать как лебедку, создав архимедов рычаг. Способов сделать его великое множество. Один из них: один конец троса закрепляется в буксировочной проушине авто, а второй оборачивается вокруг опоры. Затем нужно вставить палку или монтировку в петлю и начать её вращать, тем самым сокращая длину троса — автомобиль медленно, но верно, будет двигаться вперед.
Если поблизости есть дерево, столб или какая-то другая неподвижная надежная опора, можно привязать один конец троса за опору, а второй за колесо таким образом, чтобы трос наматывался на него при вращении. Если это удастся сделать, вы получите что-то вроде лебедки, которая сама вытащит автомобиль.