Из названия ясно, что система охлаждения нужна для того, чтобы двигатель не перегревался. Но что ещё нужно знать об этой системе?
В сервис или на обочину?
Ну, например, то, что система охлаждения двигателя одновременно служит источником тепла для салонной печки, и если в машине холодно, то, возможно, всё дело в ней. Если система охлаждения по какой-то причине перестала работать и двигатель начинает перегреваться, или же не догреваться до рабочей температуры, скорее всего, неисправен термостат.
Если машина недогревается, то можно ехать в сервис. Если машина перегревается, нужно немедленно останавливаться на обочине, открыть капот и включить на максимум печку в салоне. Но только не откручивайте пробку радиатора, жидкость там нагрета и, возможно, кипит, пар запросто ошпарит не только руки, но и лицо.
Объем системы охлаждения зависит от машины, но обычно около 6?8 литров, поэтому для полной смены антифриза в системе охлаждения нужно две 4-литровых канистры.
Менять антифриз нужно раз в пять лет, потому что через 3?4 года охлаждающая жидкость начинает терять свои свойства. И этот срок, кстати, никак не зависит от количества циклов охлаждения/нагревания и от пробега. Впрочем, многие автовладельцы задумываются о смене охлаждающей жидкости только тогда, когда двигатель начинает перегреваться. Чтобы не допускать перегрева, нужно хотя бы раз в полгода проверять уровень антифриза. На холодном двигателе он не должен быть ниже отметки Min.
Боремся с пухом и протечками
Одновременно со сменой антифриза хорошо бы мыть радиатор. За межсезонье он забивается грязью, пухом, листьями и теряет свою изначальную теплопроводность, что может привести к перегреву мотора даже в несильную жару, стоя в пробке (когда поток набегающего воздуха минимален). Правда, мыть радиатор мойкой высокого давления нельзя. Струя воды под давление на раз-два мнет соты, и тогда радиатор останется только выкинуть. Для мытья радиаторов есть специальная химия с высокой проницаемостью, которая смывается обычной струёй проточной воды. Кстати, моют радиаторы быстро и качественно там же, где заправляют кондиционеры.
Если видите, что охлаждающая жидкость постоянно куда-то уходит, нужно искать место протечки. Возможно, прохудился радиатор. Если течь небольшая, то устранить её можно без замены радиатора. Нужно залить в радиатор специальный состав (продается во всех автомагазинах) и он сам заделает небольшие отверстия, вступая в реакцию с кислородом.
А что если течь произошла в дороге и доливать в систему охлаждения нечего? В этом случае можно доливать воду. Только ездить так все время нельзя, при первой же возможности нужно слить её, заделать течь и залить нормальный антифриз.
Какой антифриз лить — красный, зеленый или голубой — все равно, главное, чтобы были одинаковые допуски, которые выглядят как сочетания букв и цифр, например, «G12++».
Теперь поговорим о том, можно ли ехать без антифриза вообще? На современных машинах категорически нельзя. Они слишком чувствительны к перегреву и тогда придется ремонтировать не только систему охлаждения, но и мотор. Старые двигатели более терпимы к температурным рекордам, но все равно поездка будет недолгой. Ну а вообще нужно помнить: если мотор не охлаждается жидкостью, его должен охлаждать поток воздуха, так что ехать лучше быстро.
Казус кондиционера
Частый вопрос, который задают люди про систему охлаждения: нормально ли, что вентилятор системы охлаждения включается даже на холодном двигателе?
Ответ — да, если при этом у вас включен кондиционер. Он работает в штатном режиме на первой скорости. Вторая скорость включается, когда двигатель начинает нагреваться до максимально допустимой температуры. После того, как температура двигателя падает на 10?20 градусов, вентилятор снова переключается на первую скорость.
Плохо, когда вентилятор работает постоянно на второй скорости, и даже тогда, когда кондиционер отключен. Как правило, это говорит о том, что вышел из строя датчик температуры, и вентилятор, чтобы сохранить мотор и точно его не перегреть, молотит на максимальной скорости постоянно. В том случае нужно ехать в сервис.
Под капотом может быть несколько радиаторов. Обычно два: первый для системы кондиционирования, второй — для двигателя. Так что, если у вас по какой-то причине перестал работать вентилятор, кондиционер лучше отключить, чтобы набегающий поток воздуха охлаждал только радиатор мотора.