До конца года в России планируется принять новый стандарт, который разрешит дорожникам сузить полосы для движения транспорта: идея исходит от проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте, пишет «Коммерсант». Чего в ней больше — здравого смысла или имитации бурной деятельности?
Щедрые российские дороги
Ширина полос в России определяется рядом ГОСТов и СНиПов и зависит от типы дороги, но, в целом, прописана достаточно жестко. Для большинства многополосных дорог она составляет 3,5 или 3,75 метра, для двухполосных нескоростных магистралей — три метра, для дворовых проездов может быть уменьшена до 2,75 метров.
Это немало: например, при ширине легковушки в районе 1,7?1,8 метра (без зеркал) в одну полосу многополосной дороги вмещается два автомобиля, пусть и впритирку.
Почему это не всегда хорошо
Иногда широкие полосы оправданы, например, если дорога предназначена для пропуска большегрузов, которые ширина которых превышает 2,5 метров. Но проблема, скорее, в вескости стандарта: даже там, где автобусов или самосвалов нет, все ряды проезжей части размечаются с двукратным запасом.
Но в часы-пик водители в любом случае стремятся использовать всю ширину дороги, и нередки ситуации, когда в три полосы вмещаются, например, пять рядов автомобилей. Бывает и хуже: в одной полосе бок о бок едут две машины, что, кстати, не запрещено в правилах в явном виде. Но в случае контакта разбор ДТП может оказаться очень превратным: водителям могут вменить и несоблюдение бокового интервала, и непропуск автомобиля, имеющего преимущество. И кого назначат виновным — большой вопрос.
Поэтому для полос, где основной поток состоит из легковых автомобилей, некоторое сужение может быть полезно.
У кого полоса шире
В Западных странах полосы при прочих равных уже наших. В Европе из-за тесноты старых городов ширина проездов частенько находится на критическом уровне, но и обычные дороги там нередко имеют ширину 2,5?3,25 метра. Это, кстати, требует некоторой привычки и после российских щедрот езда по Европе, особенно при разъездах с грузовиками и лесовозами, превращается в испытание.
Зачем сужать полосы
Авторы нового стандарта видят главный плюс в возможности создать дополнительные полосы и повысить безопасность движения. Например, сужение оставляет водителям меньше места для маневра, а с ним уменьшается и комфортная скорость движения: проще говоря, узкие полосы снижают мотивацию превышать лимиты. Ряд исследований показывает, что количество ДТП минимально при ширине полос от 3 до 3,25 метров, хотя точное значение зависит от местной специфики.
Для новых дорог узкие полосы сокращают трудоемкость строительства, например, для шестиполосных магистралей ширина проезжей части уменьшается на три метра (на 16%). На уже существующих дорогах появляется возможность, например, установить разделительный барьер, который исключит незаконный выезд на встречную полосу.
Но есть и минусы
Мгновенного эффекта от «лицензии» на узкие полосы не будет: например, предлагаемое сокращение на полметра означает одну дополнительную полосу на шестиполосных магистралях, тогда как на более узких дорогах сэкономленное пространство позволит разве что расширить обочину или установить отбойники. Скорее, польза возникнет в перспективе при строительстве и реконструкции дорог.
Не всегда оправдано и равнение на Европу, где узость полос компенсируется качеством асфальта и разметки, а еще — постоянной шириной проезжей части. В России же ширина полос может гулять, а на самом полотне располагаться люки и выбоины. Просторные полосы дают возможность объехать препятствия без помех соседу, но, если зажать поток, места для маневра не останется.
Наконец, чем вообще определяется ширина полос? С физической точки зрения — так называемым «динамическим коридором», в котором гуляет автомобиль при движении с высокой скоростью. Чем выше скорость — тем больше эффект и тем шире нужна полоса, поэтому, например, на немецких автобанах полосы по ширине сопоставимы с нашими. Но есть и другой фактор: динамический коридор шире для архаичных автомобилей и на плохих дорогах, а в России встречается и то, и другое. Поэтому оставшиеся с советских времен стандарты сохраняют актуальность, пусть и не везде.
И тем не менее, отдельные дороги с низкой скоростью потока и легковым трафиком вполне можно «подсушить». Хотя бы для большей однозначности.