Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) попросила вице-премьера Дмитрия Козака не проводить индексацию утилизационного сбора в соответствии с предложениями Минпромторга. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на письмо АЕБ. Отдельно в правительство с той же просьбой обратились или планируют обратиться некоторые автопроизводители.
Напомним, так называемый утилизационный сбор был введен для импортируемых автомобилей для защиты отрасли в 2012 году. После вмешательства ВТО сбор начали платить и местные заводы, но они, в отличие от импортеров, стали получать промышленные субсидии, сопоставимые с расходами на утилизационный сбор. Последняя индексация сбора произошла в 2018 году и затронула как новые, так и большинство подержанных машин.
Новую индексацию сбора Минпромторг предлагает провести в основном для новых машин с 1 января 2020 года. Базовые ставки при этом останутся прежними (20 тыс. рублей для легковых и 150 тыс. для коммерческих автомобилей), тогда как различные повышающие коэффициенты будут увеличены. В результате индексации размер сбора для нового легкового автомобиля с мотором объемом 1-2 литра вырастет с нынешних 84 тыс. рублей, до 178,4 тыс. рублей. Для подержанной машины с таким же двигателем сбор составит 313,8 тыс. рублей, как и сейчас.
Объем утилизационного сбора в 2019 году составил 54 млрд рублей с импорта и 204,2 млрд рублей с локального производства. В проекте бюджета на 2020 год уже учтена предлагаемая индексация: рост поступлений оценивается в 150,2 млрд рублей в 2020 году и в 48 млрд рублей в 2021 году.
В АЕБ считают, что предложенная индексация грозит снижением доступности импорта и, как следствие, падением продаж новых автомобилей в целом, а также замедлением темпов обновления парка и уменьшением деловой активности. В организации считают, что оснований для индексации нет, отмечая при этом, что повышение ставок в 2018 году "едва ли способствовало росту рынка", который начал восстанавливаться в 2017 году после многолетнего падения с марта 2013 года. В этом году российский рынок опять начал сокращаться: в январе-сентябре автопродажи упали на 2%. В АЕБ также отметили, что что импортируемые в настоящее время в Россию автомобили являются нишевыми продуктами, "которые, как правило, не имеют аналогов среди локально производимых моделей".
В компании Nissan считают, что защитный барьер рынка уже "находится на разумном уровне и позволяет не только осуществлять локальное производство, но и наращивать локализацию автокомпонентов". В Nissan также отметили, что в условиях сокращения продаж повышение сбора не только усугубит ситуацию, но также может привести к сокращению доступного модельного ряда. В Volkswagen добавили, что блокирование импорта наносит ущерб бизнес-модели компании, "в таком случае правительству следует позволить всем выпускать автомобили с низкой локализацией, в то время как сейчас это разрешено только двум автопроизводителям".
Отдельно в АЕБ обратили внимание на ситуацию в сегменте коммерческого транспорта, в котором с начала года продажи уже упали на 4%, и в ассоциации не ожидают возвращения продаж в плюс. Как полагают в АЕБ, рост ставок сбора ухудшит положение приобретателей техники, и на фоне "крайне старого" парка грузовиков в РФ могут возникнуть риски дополнительного удара по росту производительности экономики из-за затруднения доступа к современной технике.