Правительство согласовало увеличение ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 года. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на соответствующее постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Так называемый утилизационный сбор был введен для импортируемых автомобилей для защиты отрасли в 2012 году. После вмешательства ВТО сбор начали платить и местные заводы, но они, в отличие от импортеров, стали получать промышленные субсидии, сопоставимые с расходами на утилизационный сбор. Последняя индексация сбора произошла в 2018 году и затронула как новые, так и большинство подержанных машин. Грядущее повышение сбора в основном затронет сегмент легковых автомобилей, в котором сбор вырастет в среднем на 110,7%. Для машин с двигателем объемом до 1 литра сбор увеличится на 46,1%, а для машин с двигателем от 3,5 литра – на 145%. Утильсбор в самом популярном сегменте автомобилей с двигателем объемом 1-2 литра вырастет на 112,4%. В проекте бюджета на 2020 год уже учтена предлагаемая индексация: рост поступлений оценивается в 150,2 млрд рублей в 2020 году и в 48 млрд рублей в 2021 году. С импорта машин в 2020 году власти намерены собрать 77,3 млрд рублей.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака повышение ставок утилизационного сбора назвали реакцией на снижение таможенных ставок, которая позволит сохранить общий уровень тарифной защиты. По мнению источника издания, повышение сбора приведет к росту цен на машины в России. По оценке исполнительного директора агентства "Автостат" Сергея Удалова, цены могут вырасти в среднем на 2-4%. Из-за грядущего подорожания дилеры ждут усиления обычного роста спроса в конце года. Так, в компании "Авилон" напомнили, что в декабре спрос покупателей традиционно возрастает на 5-10%, а новости о повышении утильсбора способны дополнительно подогреть интерес. Грядущее увеличение цен на легковые автомобили в компании оценили в 3-5%. В то же время в "Автоспеццентре" считают, что рост спроса будет небольшим, так как у населения нет свободных средств и оно закредитовано, а "для клиентов премиальных марок это вообще не играет роли".
Напомним, ранее против планов повысить утилизационный сбор выступила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), автопроизводители, а также дилеры. Главный аргумент противников повышения сбора заключался в том, что этот шаг может привести к падению продаж и сокращению предложения на рынке.
По данным АЕБ, в октябре продажи легковых машин и LCV в России упали на 5,2%. В сентябре продажи машин в России упали на символические 0,2%, в августе – на 1,3%, в июле – на 2,4%, в июне – на 3,3%, в мае – на 6,7%. При этом эксперты говорили о том, что майское падение продаж могло составить 18%. В начале октября в АЕБ прогнозировали, что продажи машин по итогам года составят 1,76 млн штук, примерно на 2% меньше, чем в 2018 году.