Вступающий в силу 1 января 2020 года закон о регистрации транспортных средств обязывает автовладельцев за свой счет наносить на кузов или раму машин специальную полицейскую маркировку, если обычные идентификационные номера проржавели и не могут быть прочитаны. Детали этой процедуры уточнены в постановлении правительства от 12 декабря, с которым ознакомились журналисты газеты "Коммерсант".
Сейчас при постановке автомобиля на учет инспекторы проверяют идентификационные номера на кузове и раме. Закон, который изначально должен был вступить в силу в августе, обязывает "наносить дополнительную маркировку", если номера уничтожены коррозией, изменены или подделаны.
Как следует из постановления, после выявления проблемы на "несъемные части" (раму, кузов и т. д.) автомобиля должны быть установлены бирки, пломбы или печати (для исключения случаев мошенничества), а затем документы на автомобиль будут направляться в ОВД. Из полиции машину отправят в экспертно-криминалистический центр. Если специалисты не обнаружат криминала, то владельцу машины нужно будет нанести полицейскую маркировку. Такую услугу будут предоставлять органы по сертификации или аккредитованные испытательные лаборатории, а также заводы-изготовители транспортных средств при наличии там необходимого оборудования.
Наносить маркировку компании должны будут при помощи автоматического маркиратора, стоимость которого составляет 300-400 тыс. рублей. Постановление гласит, что номер без пробелов между знаками должен наноситься на раму или часть кузова в "легкодоступном для считывания месте". Высота символов дублирующего номера должна составлять не менее 7 мм (не менее 4 мм для мотоциклов). После нанесения маркировки хозяин транспортного средства должен будет внести изменения в паспорт транспортного средства и получить в ГИБДД новое свидетельство о регистрации транспортного средства.
По оценкам экспертов, стоимость этой услуги для граждан может составить 5-20 тыс. рублей, но не исключено, что правительство установит предельный тариф. "Дороже 5–10 тыс. руб. услуга стоить не должна. На конечную цену влияет даже не сам процесс маркировки, а время, затраченное на оформление документов", – отметил гендиректор компании "Услугиавто" Юрий Пархоменко.
В свою очередь эксперт по регистрации автомобилей Борис Ионов признал, что продать автомобиль с проблемными номерами сейчас сложно, и логично, что процедуру маркировки должен оплачивать владелец. "Гораздо удобнее, если бы маркировку наносили эксперты-криминалисты. Действовал бы принцип "одного окна", при этом министерство на новой услуге могло бы заработать. Тем более что экспертно-криминалистических центров по России куда больше, чем испытательных лабораторий и заводов-изготовителей", – заявил Ионов.