Застой на российском авторынке китайские автобренды используют в свою пользу. Если продажи традиционных марок в лучшем случае остаются на уровне прошлого года, то чайнакары демонстрируют двух-трёхкратный прирост и останавливаться на собираются. Это лишь временный всплеск или россияне в самом деле распробовали «китайцев»?
Хевейлово чудо
Лучше всего обстоят дела у Haval — суббренда китайской Great Wall, созданного в 2013 году. Пять лет назад стартовали продажи в России, но 2019 год стал для марки по-настоящему прорывным: продажи выросли почти в четыре раза и Haval стал самым популярным брендом из Китая.
При этом Haval предлагает россиянам исключительно кроссоверы ценой более 1 млн. рублей, то есть, в отличие от китайских брендов первой волны, не делает ставку на откровенные лоукостеры.
Летом 2019 года Haval открыл первое в России полноценное производство автомобилей: на заводе под Тулой кроссовер F7 делают в режиме полного цикла со сваркой и окраской кузовов. Недавно к нему присоединился более спортивный F7x, а в 2020-м году запланирована сборка большого внедорожника H9.
Читайте также
Made in China: США оценили китайский «воздушный меч»
Поднебесная уверенно берет господство в поднебесье и осваивает прежде недоступные авиационные технологии
Впрочем, статистика отчасти лукава. С одной стороны, внушительный прирост продаж объясняется эффектом низкой базы, и в рейтинге популярности марок Haval едва вошёл в двадцатку. В 2007 году Chery продавала в России втрое больше машин, чем Haval сейчас (и в шесть раз больше, чем сама Chery в 2019 году), то есть времена ажиотажа в отношении чайнабрендов прошли.
К тому же, продажи Haval в 2019 году вытаскивает одна модель — H6. Кроссовер размером с Nissan X-Trail стоит на уровне Hyundai Creta, то есть использует старые рецепты китайских марок: побольше, но подешевле.
Впрочем, ставка на более современный кроссовер F7, кажется, оправдывается. Он на треть дороже H6, но продаётся плюс-минус на уровне. Например, по итогам ноября Haval реализовал 550 кроссоверов H6 и 714 кроссовер F7 (включая близкую модель F7x).
В любом случае, Haval является первым китайским брендом, который сделал на российский рынок ставку, заключил с правительством специальный инвестиционный контракт и пытается конкурировать с более известными марками без откровенного демпинга.
Неровные результаты
Haval — не единственный китайский отличник в 2019 году: втрое выросли продажи у Geely, на 11% у Chery, в полтора раза — у Changan, чуть прибавил DFM. В целом китайские марки поймали волну, и по итогам ноября их продажи возросли аж на треть. И это на фоне сжимающегося российского рынка, где многие бренды теряют клиентуру.
Но есть исключения и среди китайцев. Например, ещё недавно лидером наступления был Lifan, в 2016—2017 годах продававший по 15 тысяч машин в год (больше, чем сейчас Haval). Но у компании возникли глобальные проблемы, производство в Китае затормозилось, не сложился проект сборки «Лифанов» на заводе Derways. Как итог: четырёхкратное падение продаж. Дилеры Lifan сейчас реализуют машины, завезённые ранее, хотя марка обещает вернуться в будущем году с кроссоверами X70.
Для китайских марок характерно подобное непостоянство. За 15 лет, что они активно осваивают российский рынок, лидер менялся неоднократно и очень резко. В разное время в зените славы были Chery, Lifan, Geely, Great Wall, а силы пробовали ещё с десяток разных брендов, вроде Hafei, Brilliance, Zotye. Но довольно часто вчерашний триумфатор вдруг скатывался в низины рейтинга продаж или вообще уходил из России, а потом возвращался, начинал с чистого листа, снова обещал золотые горы…
В отличие от европейских, корейских и японских брендов, китайцы (кроме Haval) никогда не привязывались к российскому рынку слишком прочно: у них не было ни полноценных заводов, ни долгосрочных соглашений с правительством, ни развитой дилерской сети. Поэтому приход и уход был для них делом несложным, тем более, по китайским меркам российский авторынок — сущие пустяки. В месяц в Китае продаётся почти столько же машин, сколько в России за целый год.
В последние годы относительно стабильно выступают Chery и Geely, делая ставку на кроссоверы. В остальном «флуктуации» продаж у китайских марок случались и раньше, поэтому говорить о том, что они становятся реальной силой на рынке, пока рано. Можно лишь констатировать, что они не сдаются.
Субъективное качество
Впрочем, если количественный прогресс у «китайцев» пока условный, с точки зрения качества самих автомобилей тенденция обнадёживающая. Мы тестируем китайские машины уже 15 лет, и разница за эти годы — колоссальная.
Китайцы первой волны вроде пикапов Great Wall и Tianma, легковушек Chery Amulet и Tiggo (2005 года), малолитражек Hafei Brio и Chery QQ больше напоминали кустарные поделки и во многом ими были. Китайцы активно копировали японские и западные разработки и клепали свои одноразовые машины, которые быстро ржавели, плохо управлялись и имели нулевые рейтинги безопасности. Например, марку Brilliance не пустили в Европу из-за крайне низкого рейтинга EuroNCAP у модели BS6.
Показательна судьба Chery Amulet: копия старого Seat Toledo в 2006—2007 года теснила модели именитых брендов, но проведённый изданием «Авторевю» краш-тест показал столь низкие результаты, что на карьере «Амулета» был поставлен крест.
Это было на уровне стратегии: китайские бренды приходили на рынок с очередной моделью, заявляли о прорыве в области качества, торговали до первых негативных отзывов и благополучно сворачивали лавочку.
Читайте также
Самые надежные кроссоверы до 5 лет
Новые и не слишком старые подержанные «проходимцы» среднего ценового сегмента
Впрочем, прогресс на самом деле шёл. Машины новой волны радикально отличаются от поделок десятилетней давности. Например, протестированные нами Geely Atlas, DFM AX7, Changan CS35PLUS уже гораздо ближе к привычным нам кроссоверам. Они оснащаются автоматами, прилично рулятся, а некоторые имеют пятилетнюю гарантию. Правда, кое-какой китайский шарм остаётся, например, во многих китайских машинах по-прежнему стоит запах клея и пластика. Тем не менее и качество сборки, и ездовые повадки, и те же рейтинги безопасности за последнее время значительно улучшились. И они больше не копируют известные модели с прежней беззастенчивостью, а если цитаты и встречаются (например, Changan CS35PLUS похож на «Тигуан»), то, скорее, на уровне стилистики, а не техники.
Haval F7 и вовсе оставил благоприятное впечатление: по сути, обычный современный кроссовер, симпатичный, просторный и довольно комфортный. В нём есть к чему придраться, скажем, у F7 великоват радиус разворота. Но уровень техники впечатляет, например, автомобиль оснащается турбомотором и семиступенчатым преселективным роботом собственной разработки, которые, по первым впечатлениям, неплохо работают вместе.
Другое дело, ничто не бывает бесплатным, и F7 даже несмотря на российскую сборку стоит немногим дешевле прямых конкурентов. Например, базовые версии Kia Sportage даже дешевле, а при прочих равных «кореец» примерно на 200 тысяч дороже. Для автомобилей ценой 1,5+ млн. рублей — не столь существенная разница, чтобы делать ставку на малоизвестную модель.
Китайские бренды всё больше отказываются от «особого пути» и пытаются играть по правилам большого автопрома, вкладывая деньги и в разработку, и в производство. Это гораздо сложнее, зато при известном упорстве гарантирует долгосрочный результат. И хотя китайцы не стали значимой силой на российском рынке, если тенденция продолжится, возможно, чайнакары пройдут тот же путь, что 30 лет назад прошли корейские марки.
Новости России: Volkswagen представил новый Passat для России