Количество автомобилей на платных трассах, подконтрольных компании "Автодор" (М4, М1, ряд участков трассы М11), в последнее время сократилось на 50% от "прогнозных" значений. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на представителей госкомпании.
Резкое снижение трафика зафиксировано и на других платных дорогах. Например, на участке трассы М11 от Москвы до Солнечногорска (концессионер – Северо-западная концессионная компания) трафик упал на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а на обходе Одинцово (концессионер – АО "Главная дорога") – на 70%. Такие изменения грозят снижением доходов операторов платных дорог, которые по этой причине могут потребовать у государства компенсации.
Как напоминает издание, платные дороги обычно строятся и эксплуатируются в рамках концессионных соглашений, которые предусматривает, что часть средств в проект вкладывает частная компания. Бизнес-модель предусматривает возвращение этих денег за счет сборов за проезд. Среди разных видов концессий есть соглашения с прямым сбором платы, когда государство не гарантирует компании трафик (такая схема применяется на обходе Одинцово), и концессии с минимальным гарантированным доходом (МГД), при недостижении которого государство доплачивает концессионеру недополученный доход.
"Введенные ограничения в краткосрочной перспективе и последствия пандемии в долговременном плане затрагивают абсолютно все сферы экономики, это, несомненно, повлияет на экономические результаты концессии. Мы внимательно анализируем результаты последних недель и прогнозы на ближайшее будущее для того, чтобы сформировать аргументированное обращение в госкомпанию с предложениями о возможных мерах государственной поддержки, – заявил директор АО "Главная дорога" Михаил Плахов.
"Текущие показатели будут и далее снижаться с учетом ввода дальнейших ограничений в связи с распространением вируса. "Автодор" ежедневно получает все необходимые данные по нашему участку и в курсе серьезного снижения автомобильного потока. Мы анализируем последствия и примем меры по их минимизации после стабилизации ситуации", – отметили в Северо-западной концессионной компании.
Как сообщили в комитете по инвестициям Санкт-Петербурга, на данный момент ведомство не обладает "достаточным количеством данных для прогнозирования дальнейшей ситуации" с точки зрения дотаций на эксплуатацию Западного скоростного диаметра (ЗСД). "Обсуждение дополнительных мер поддержки возможно после анализа показателей эксплуатации ЗСД по итогам второго квартала 2020 года. В этом году в связи с повышением доходности трассы дотации на субсидирование ООО "Магистраль Северной столицы" в бюджете Санкт-Петербурга не заложены", – рассказали в комитете. За последние годы город заплатил упомянутой компании примерно 16,7 млрд рублей за недополученную выручку.
По мнению координатора проекта "Синие ведерки" Петра Шкуматова, развитие событий зависит от того, насколько пострадает экономика в результате эпидемии коронавируса. "При наихудшем сценарии по платным дорогам не поедет никто, потому что они не будут иметь смысла. Если многие лишатся работы, то машинами они пользоваться тоже перестанут, а значит, на бесплатных дорогах пробок не будет", – сказал Шкуматов. Он добавил, что те водители, которые продолжат использовать личный транспорт будут медленно ездить по бесплатным дорогам, чтобы сэкономить бензин. Для сохранения трафика эксперт порекомендовал операторам платных дорог резко снизить тарифы.