Месяц в режиме самоизоляции привёл к беспрецедентному снижению продаж автомобилей в России. По данным АЕБ, рынок сократился на 72%, то есть почти в четыре раза. Общие продажи составили менее 39 тысяч машин, и оба показателя являются своеобразным антирекордом с начала века.
Два типа статистики
Чуть иные данные приводят аналитики «Автостата»: 55 тысяч автомобилей, проданных в апреле, и падение на 64%. Но подвоха нет: АЕБ считает отгрузки автомобилей от дистрибьютеров к дилерам, «Автостат» — регистрации новых машин. Так, если автомобиль был отгружен дилеру ещё в декабре, а на учёт поставлен в апреле, он попадёт в апрельскую статистику «Автостата», но не АЕБ.
Рекордное падение с начала века
Аналитики больше ориентируются на статистику АЕБ, и мы сделаем также. Падения на 72% не было с самого начала века: так, в кризисном январе 2009 года снижение продаж было на 32% (в годовом выражении), в январе 2015 года, после резкого скачка цен, на 24%.
И отгрузки машин на уровне 39 тысяч автомобилей в месяц — величина невиданная с начала века. Вообще с нулевых годовые продажи автомобилей в России редко опускались ниже планки 1,5 млн. автомобилей, то есть средние месячные продажи не падали ниже 120 тысяч. Даже в тяжёлые месяцы, как, например, январь 2017 года, они держались на уровне 80 тысяч автомобилей. Апрель же, в отличие от января — один из лучших месяцев с точки зрения автомобильных продаж, поэтому нынешний провал действительно не имеет аналогов.
Читайте также
Маниакальный контроль и слежка за каждым: COVID-19 лишит нас главного
Законопроект Палаты представителей США HR 6666: пути к тоталитарному государству
Есть ли выгодополучатели?
Кризис ударил по всем ключевым брендам примерно в равной пропорции: из первой десятки чуть меньше сократились отгрузки у Skoda и Nissan, при этом регистрации новых машин обеих марок — среднестатистические. Сильнее всего упали поставки Hyundai (-84%) и Mitsubishi (-95%).
Среди марок в плюсе оказался только китайский Changan, отгрузивший в апреле на 77 машин больше, чем в прошлом году, но это связано с эффектом низкой базы. Остальные марки — в глубоком минусе.
Мы не худшие
Что интересно, на фоне других стран провал российского рынка не так заметен: например, в Британии они сократились на 97%, во Франции — на 88%, в Италии на 98%, в Испании — на 96%. За счёт этого России удалось подняться на второе место в рейтинге европейских стран по объему автомобильного рынка. Впереди только Германия, в которой продажи упали «всего» на 61%.
Карантин — не главная проблема
Впрочем, радость от «призового» места в европейском рейтинге очень условна: сами игроки оценивают положение российского рынка крайне пессимистично.
На первый взгляд, рекордное падение продаж связано с временными факторами — карантинными мерами: в большинстве регионов России дилеры не продавали автомобили всю первую половину апреля. Онлайн-продажи, которые внедряли многие компании, полноценно не заработали: в основном речь шла о единичных сделках в тестовом режиме. После частичного снятия ограничений автосалоны открылись, но работали вполсилы. Например, только по предварительной записи и при ограниченном количестве клиентов в салоне. В таких условиях падение продаж естественно, и вроде бы есть надежда, что они восстановятся после снятия ограничений.
Но общее мнение участников рынка таково: продажи восстановятся, но лишь едва-едва. И главная причина — это обеднение россиян на фоне удорожания автомобилей.
С начала апреля ценники действительно переписали все ключевые игроки рынка: в исключениях — ряд китайских марок, премиум-брендов и производителей коммерческой техники. Основная причина — удешевление рубля, которое ещё не до конца отыграно автомобильными компаниями (то есть, цены будут ещё расти). Доступность автомобилей для россиян за месяц резко сократилась.
Обычно после кризисов автопром быстро восстанавливается за счёт отложенного спроса, но на этот раз представители автобизнеса всерьёз опасаются, что «отскока» не будет. Разорение бизнеса, увольнение людей и сокращения зарплат приведут к тому, что покупка автомобиля выпадет из списка приоритетов надолго.
Продажи апреля дополнительно просели за счёт успешного марта, когда было продано более 160 тысяч машин — вчетверо больше, чем в апреле. А число регистраций в марте возросло на четверть. Проще говоря, предчувствуя тяжёлые времена, россияне закупились автомобилями впрок.
Дефицита нет, но есть проблемы с выбором
С конца марта автомобильные заводы работают по лихорадочному графику, то вставая на паузу, то возобновляя деятельность. Так, АвтоВАЗ простаивал почти половину апреля, потом вернулся к производству машин, но с начала мая снова встал на трёхнедельный перерыв. А завод PSA в Калуге (Peugeot, Citroen, Mitsubishi) наоборот только-только возвращается к работе.
Помимо карантинных мер сказывались и проблемы с запчастями: например, калужский завод VW и Skoda остановился ещё в конце марта до объявления нерабочей недели. Свою работу он возобновил лишь в конце апреля, когда наладились поставки деталей из Европы.
Хотя выпуск автомобилей в апреле наверняка упал драматично (точных данных ещё нет), как такового дефицита машин не наблюдается: напротив, многие дилеры говорят о затаривании складов. Так, если в обычные времена нормальным считается 1?2 месячный запас автомобилей, то при падении спроса в 3?4 раза он растягивается чуть ли не на полгода.
Но возникает другая проблема: дефицит востребованных комплектаций. Приток новых машин сократился, а все «вкусные» автомобили забрали ещё в марте, поэтому ряд опрошенных дилеров сообщил, что на складах действительно остались только дорогие комплектации.
Читайте также
Третий пакет Путина: Миллионы компаний исчезнут, полстраны потеряет работу
Кого спасут меры поддержки, которые сейчас предпринимает власть
Госпомощь не переломит ситуацию
Как обычно, государство обещает помочь игрокам авторынка, но радикальных идей пока нет. С одной стороны, автобизнес включен в перечень отраслей, наиболее пострадавших от кризиса. С другой, многие дилеры не могут претендовать на ряд субсидий, например, на зарплатные кредиты с возможностью последующего «прощения» (при сохранении штата на уровне 90%). Дилерские центры обычно не относятся к малому и среднему бизнесу, а кроме того, у многих основные коды ОКВЭД не совпадают с перечнем отраслей, пострадавших от кризиса.
Из других мер: возобновление уже в мае программы «Первый/семейный автомобиль», причём на более мягких условиях: ценовая планка должна возрасти до 1,5 млн рублей (ранее — 1 млн рублей), а для участия в «Семейном автомобиле» достаточно одного ребёнка (ранее — двух).
Однако дилеры скептически смотрят на такую поддержку, потому что вау-эффект от программы прошёл, а многие, кто хотел ей воспользоваться, сделали это ещё года три назад. Возможно, более смелые программы появятся в будущем, но пока авторынок живёт с ощущением, что выползать из этой ямы придётся самостоятельно.
Новости России: «АвтоВАЗ» поднял цены на автомобили