Добираться до мест отдыха россиянам теперь предлагается на личном транспорте, надежд на развитие авиапрома, судя по всему, уже не осталось. На железных дорогах тоже проблемы, но уже искусственно созданные — кто-то хочет очень много денег. И, как обычно, спасение утопающих будет осуществляться за счёт самих утопающих. То есть за счёт простых россиян.
«Разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации, определяющую в том числе условия развития сопутствующей инфраструктуры и предусматривающую реализацию пилотного проекта по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург — Владивосток, включающему в себя федеральные трассы „Россия“ (Москва — Санкт-Петербург) и „Восток“ (Москва — Казань)», — такое поручение дал президент РФ правительству.
Причины появления данного документа вполне очевидны. В обозримом будущем отечественных самолётов не ожидается, а те импортные машины, которые ещё эксплуатируются, будут постепенно выбывать из строя. Компании уже не меняют расходные детали в положенное инструкциями временные интервалы, летают на просроченных запчастях. Летных происшествий по этой причине ещё нет, но они неизбежны.
«Некоторые специфические изделия завезти просто невозможно. В результате фиксируются многочисленные факты эксплуатации авиационной техники с нарушениями, напрямую влияющими на безопасность полетов. Например, допуск к эксплуатации компонентов с истёкшим ресурсом. Суммарно зафиксировано более 2 тысяч подобных полётов», — заявил глава Ространснадзора Виктор Басаргин.
После этих слов пассажиры стали сдавать авиабилеты. Не сказать, что особо массово, но таких случаев хватало. Страшно, однако…
Альтернативой остаётся только личный автотранспорт. У РЖД как всегда нет билетов, да и цены растут. Госкомпания зарабатывает сверхприбыли, хотя её предназначение — с минимальными издержками доставлять грузы и пассажиров по стране. Но наблюдается совсем иная картина.
«Мы служим американскому народу, тем, кто покупает наши автомобили. Поэтому мы должны улучшать качество, совершенствовать их, и понижать цены», — говорил Генри Форд.
Причём у Форда была частная компания, а РЖД — вроде как государственная, которая просто обязана выполнять свои социальные функции. Но в РФ никто никому ничего не обязан. Кроме народа, который обязан платить за каждый чих.
По самой концепции автотуризма никакой конкретики нет, пожелания отсутствуют. Да и не факт, что сам «гарант» в курсе данного поручения, его запросто мог сгенерить чиновничий «взбесившийся принтер». Дабы изобразить очередную активность при полном отсутствии оной. Дескать, мы заботимся о народе.
«Благодаря нацпроектам дороги становятся все лучше и безопаснее, но внимание необходимо уделить созданию придорожной инфраструктуры и обеспечению сервиса на дорогах. Важно, чтобы автотуриста на этих комплексах ждал определенный набор услуг с единым уровнем сервиса. Он должен понимать, через какое расстояние будет АЗС, кафе, пункт технического обслуживания и шиномонтажа, придорожный отель для ночевки, место для отдыха с чистыми туалетами и прочие важные моменты. При разработке концепции надо учесть потребности не только личного легкового транспорта, но и туристов, передвигающихся с прицепами и автодомами, а также тех, кто путешествует группами на автобусах», — говорит советник президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Манин.
На счёт дорог это, конечно, неуклюжий реверанс в сторону власти. По так называемому «Золотому кольцу» — которое большое — трассы ещё худо-бедно починили. Но по «Малому Золотому кольцу» отважится проехать далеко не каждый автомобилист. А если и рискнёт, то бюджет последующей починки машины будет очень негуманным.
Но это так, детали. Предложения от РСТ — да, это та самая конкретика. И общие слова такого типа, скорее всего, в концепции будут. Быть может, нормативы для автозаправок, кафе и прочих «мест обетованных» тоже. А дальше? В нашей стране не плановая экономика, капитализм чистой воды, и заставить кого-то строить нечто в чистом поле не получится. В том числе чисто физически — по причине отсутствия инфраструктуры. Электричества, газа и воды. А местная СЭС ещё и сделает всё для того, чтобы у объекта не появилось канализации. Ибо нечего!
Однако и это ещё не всё. Большая часть земельных участков около федеральных трасс, расположенных в перспективных местах, скуплены. По большей части олигархическим капиталом. Как крупным, так и местным. Стоят заборы прямо за зоной отчуждения дорог.
«Если ехать из нашего города в сторону столицы, то слева некие деятели огородили огромный лесной массив. Они его то ли купили у нашей местной администрации, то ли взяли в аренду на 49 лет — разные ходят слухи. Забор вдоль всей трассы на много километров и вглубь тоже очень далеко. Как только лес кончается снова ничейная земля, которая никому не нужна. Заброшенные фермы, старые карьеры и прочая жуть», — рассказывает житель Переславль-Залесского.
Частная собственность у нас типа священна, посему нормативы по расположению придорожной инфраструктуры не имеют никаких перспектив, если у собственников земли не будет стимулов использовать её для заработка денег на автотуристах. Подобное желание у них, естественно, есть. Всё упирается лишь в отсутствие этих самых денег. Особенно тех, которые хотят поиметь в граждан наши не в меру жадные предприниматели.
Потенциально в РФ около 40 млн. автотуристов — столько транспортных средств зарегистрировано в стране на частных лиц. Правда, далеко не все эти машины на ходу, а многие стоят на приколе по причине лютого безденежья их владельцев. Только по официальным данным, которые спешно скорректировали в нужную сторону, в нашей стране 10% людей живёт за чертой бедности. В реальности намного больше.
А уж тех, кто может себе позволить в удовольствие покататься на личном авто, совсем мало. Автотуризм — это в России очень дорого. Самолётом или поездом в разы дешевле. ГСМ, гостиницы-кемпинги, придорожные «кофе-лотереи» (угадай, останешься ли жив после обеда), бесконечные камеры с откровенно противозаконными ограничениями скорости и штрафами…
Вечные дорожные ремонты, плетущиеся с черепашьей скоростью перегруженные фуры и широченные обочины на отремонтированных трассах, где можно легко организовать ещё пару рядов. Но почему-то не организовывают, власти РФ явно не заинтересованы в мобильности населения и грузов. А по краям дороги стоят машины ДПС и штрафуют тех, кто спешит. Как-то не хочется никуда ехать.
Означенный «единый уровень сервиса» в нашей стране беззакония — совсем ненаучная фантастика. Даже если вас отравили в придорожном кафе, а этот факт зафиксирован медиками, никто не понесёт ответственности. Аналогично — с ремонтом в придорожной СТО. Жаловаться бесполезно. Роспотребнадзор по любому обращению отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку «мораторий на проверки, введенный постановлением Правительства РФ № 336, запрещает проводить внеплановые проверки по жалобе потребителя, если нарушение не связано с риском причинения смерти или тяжкого вреда здоровью потребителя». Такого риска ведомство никогда не видит.
И, кстати, кто будет работать в этой мифической сервисной инфраструктуре? В отрасли и так не хватает людей.
«Очень многие туристы, у которых нет денег, чтобы ехать к морю, путешествуют либо по своему региону, либо выезжают в соседний. Есть очень сложная и нерешаемая проблема — дефицит кадров в сезон. Нет региона, где бы этой проблемы не существовало», — отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Поэтому будет концепция или нет — всё равно. Да, те, кто не рискнёт сесть на неисправный самолёт и кому не достанется полки в поезде, наверное, отважатся на автомобильную поездку. Хотя и не факт. А если и куда-то поедут, то возьмут с собой бутерброды, термосы, плитку, а порой и палатку. Для придорожного сервиса они потеряны. Пока в стране не будут соблюдаться законы и чиновники не займутся своими прямыми обязанностями — защищать интересы граждан — все концепции обречены на провал.