Уходящая администрация США, инициируя санкции в отношении российского энергосектора, существенным образом может осложнить работу избранного президента Дональда Трампа. При этом, как отмечают отраслевые эксперты, бессмысленно отрицать негативное влияние таких санкций (в случае, если они будут приняты) на российскую энергетическую сферу. Однако перспектива утверждения законопроекта сомнительна.
Как сообщало «NOVOSTI-DNY»,>, в американском Сенате рассматривается законопроект о введении санкций в отношении российского энергетического сектора из-за ситуации на Украине и в Сирии. Санкции подразумевают обязательное введение ограничительных мер «на инвестиции в развитие проектов в сфере гражданской атомной энергетики, реализуемых Россией». Кроме того, санкциями предлагается обложить «участие в разработке российских нефтяных и газовых месторождений», если сумма инвестиций превышает 20 млн долларов. Вводится запрет на участие в строительстве российских трубопроводов.
«Дональду Трампу появление таких инициатив объективно выгодно. На фоне сенаторов-„ястребов“ он будет выигрышно смотреться в глазах Москвы. Необходимость заблокировать принятие такого законопроекта — неплохой предлог, чтобы попробовать добиться от Кремля дополнительных уступок», — говорит ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. Однако, заявил он Центру энергетической экспертизы, «в условиях не самых высоких цен на нефть американские корпорации вряд ли слишком спешили бы вернуться в совместные с Россией арктические проекты. А раз у них есть время для выжидания — значит торг с Москвой по санкциям Вашингтон может вести долго и в жестком ключе. Вряд ли будут введены новые санкции — но отмена старых станет предметом долгих сложных переговоров».
Как говорит аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров, которого цитирует РИА Новости, предложенные новые санкции США для российской нефтегазовой отрасли опоздали в качестве рычага давления на несколько лет, так как масштабные инвестиции, например, для глубоководной шельфовой добычи, в настоящее время не востребованы из-за упавших цен на энергоносители.
«Очевидно, что уходящая администрация хочет ухудшить жизнь будущему президенту Трампу, — отмечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. — Американские компании на самом деле уже не инвестируют и не разрабатывают никаких проектов с нами. Крупнейший американский инвестор ExxonMobile еще в 2014 году попал под санкции, когда ему запретили участвовать в шельфовых проектах совместно с „Роснефтью“. Другой вопрос, что при нынешних ценах на нефть эти проекты были бы нерентабельны. В саму Роснефть он не вошел и поэтому инвестировать в нее не может, так как его присутствия в капитале не наблюдается. Таким образом американские компании, в случае принятия сенатом решения о санкциях, не подпадут под ограничения, потому что они уже под них попали еще во время первой волны».
По мнению аналитика, санкции на самом деле направлены против компаний в третьих странах. «Речь идет о европейских структурах, которым хотят запретить иметь дело с Россией, — поясняет он. — За неповиновения — штраф, как это было с банком BNP Paribas за сотрудничество с Ираном, который в то время был под санкциями».
Рисков для России от потенциальных санкций много, признает Юшков. Однако эксперт допускает, что с решением будет затягивать сам Сенат, «выжидая реакции Трампа и того, какой консенсус политических элит будет достигнут в Соединенных Штатах».
«Паниковать рано, пока это только законопроект, который станет законом, только если его примут обе палаты конгресса и подпишет президент, — пишет ФИНАМ. — За девять дней это вряд ли возможно, однако от американских демократов можно ожидать чего угодно. Принятие данного закона будет болезненно для РФ, отрицать это бессмысленно, так как в 2017 году Россия планирует наращивать суверенный долг и продолжить приватизацию».
Как поясняет замдиректора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева, «сегодня российские нефтегазовые компании и так лишены возможности осуществлять финансирование своей деятельности на Западе, покупать технологии и брать в лизинг оборудование. По этой причине темпы геологоразведки и новых бурений замедлились, особенно на сложных месторождениях. Новые же санкции усугубят ситуацию, так как будут распространяться на более широкий круг лиц, которые могут попасть под наказание за несоблюдение закона в их числе и компании из третьих стран, а также препятствуют притоку иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор РФ. В этой связи российские компании могут лишиться хороших партнеров не только на Западе, но и в других странах. Например, в КНР или Латинской Америке».
По словам главы РСПП Александра Шохина, новый пакет экономических санкций может навредить процессу структурных и институциональных реформ в России. «Подведение под санкции структур, работающих с суверенными бумагами и занимающихся приватизацией — довольно серьезный удар даже не по конкретным финансово-экономическим интересам России, а системное вредительство», — подчеркнул он.