Премьер Украины Владимир Гройсман призвал международное сообщество сформировать план восстановления «незалежной» наподобие «плана Маршалла». Об этом он заявил 9 февраля на международной конференции в Брюсселе, посвященной украинским реформам.
«Если стоит вопрос, чем Украине могут помочь дружеские мировые, европейские партнеры — это четкий план восстановления Украины. Это „план Маршалла“, который мы можем создать совместно, чтобы совместными усилиями ускорить трансформацию страны», — цитирует премьера сайт украинского правительства.
Гройсман напомнил, что в 2014 году в Европе выдвигались инициативы по выработке плана помощи. Так, французский политик Бернар-Анри Леви представил проект, который предполагал проведение специального экономического форума, посвященного Украине, и выдачу стране займа и долговых обязательств, гарантированных Международным валютным фондом и Европейским центральным банком. В феврале 2016 года депутат Бундестага Карл-Георг Вельман также заявлял о разработке Германией масштабного плана помощи — «Плана Маршалла для Украины». По словам Вельмана, помощь в рамках этой программы могла бы составить более 100 млрд евро. По мнению премьера Украины, пришло время вернуться к этим наработкам.
Напомним: «план Маршалла» — программа помощи Европе после Второй мировой войны. 5 июня 1947 года тогдашний госсекретарь США Джордж Маршалл изложил ее перед студентами Гарвардского университета. Программа восстановления европейской экономики была поддержана Великобританией и Францией. Летом 1947 года на международной конференции в Париже 16 стран дали согласие на участие в «плане Маршалла».
На деле, под предлогом экономической помощи США решали геополитическую задачу: прекратить продвижение СССР на Запад. Так, одним из обязательных требований к странам-участницам программы было исключение из состава правительств коммунистов. Да, деньги в этот проект Америке пришлось вложить, и немалые. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездного снабжения товарами, в виде субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали на программу около $ 17 млрд., причем основную долю получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия.
Но вместе с тем, надо понимать: около 70% этих средств были истрачены на закупки товаров и продовольствия в самих США, что помогло в первую очередь американкой экономике, и только затем разрушенной Европе.
Другими словами, помогая Европе в 1940—1950-х, США преследовали собственные интересы — политические и экономические. И на карту, с точки зрения Вашингтона, действительно было поставлено многое.
В ситуации же с Украиной глобальных целей у Запада нет. Функцию по оттягиванию ресурсов России «незалежная» выполняет и сегодня, а заработать на восстановлении украинской экономики, с точки зрения Запада, вообще невозможно.
Что стоит за разговорами вокруг «Плана Маршалла для Украины», как выглядят перспективы его реализации?
— Инициатива создания «Плана Маршалла для Украины» исходит, прежде всего, от киевских властей, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Но, действительно, параллелей с «планом Маршалла», который реализовывался после Второй мировой, в случае Украины практически нет.
США тогда ставили задачу поднять из руин Европу, чтобы сделать ее конкурентной по отношению к СССР. Помимо стратегических интересов в политике, присутствовали и серьезные экономические интересы. Американским предпринимателям нужно было расширять сферу своего влияния, а Европа в то время была важнейшим рынком сбыта. США было важно захватить этот рынок. На мой взгляд, экономический подтекст «плана Маршалла» был едва ли ни важнее политического.
«СП»: — Чем отличается эта ситуация от нынешней украинской?
— В случае с Украиной целевые установки Запада совершенно иные. Очевидно, что США и страны ЕС, которые бы вошли в международный пул инвесторов в рамках условного «Плана Маршалла для Украины», не могут надеяться на возврат средств даже в отдаленном будущем. Состояние украинской экономики настолько плачевное, а покупательная способность населения настолько низкая, что о получении коммерческой прибыли в «незалежной» и речь нет.
С другой стороны, Украина — это крупная, по европейским меркам, страна с населением почти 45 миллионов человек. И чтобы заново «вдохнуть жизнь» в украинскую экономику — что, собственно, и подразумевает «План Маршалла для Украины» — нужны колоссальные финансовые вливания.
Запад на такие вливания, да еще безвозвратные, явно не готов. Сегодня помощь Украине оказывается по линии МВФ (это главный кредитор Киева), а также по линиям отдельных стран, прежде всего США и Канады. Но размер этой помощи ровно такой, чтобы не дать украинской экономике сорваться в дефолт и коллапс.
Кроме того, нынешняя помощь Запада, с точки зрения Киева, порождает проблемы. Так, МВФ поставил условием получения траншей либерализацию украинского рынка ЖКХ, что уже привело к кратному росту тарифов. Население, понятно, такой политикой недовольно, но до протестов не доходит — Киев списывает трудности на ситуацию в Донбассе. Однако вечно так продолжаться не может.
Гройсман все это понимает, поскольку далеко не дурак. Он видит, что без серьезных инвестиций рассчитывать на качественный сдвиг в украинской экономике не приходится. И напирает в Брюсселе на то, что по итогам 2016 года украинская экономика, после трехлетнего обвального падения, продемонстрировала рост около 2% ВВП.
«СП»: — При чем тут «план Маршалла»?
— Это хорошая зацепка. Действительно, в 2014—2015 годах ряд политиков в Западной Европе испытывали эйфорию от украинской революции, и говорили о необходимости предложить Киеву некий аналог «плана Маршалла». Но никакого практического развития эта идея не получила. Когда у Запада нет экономической заинтересованности, «планы Маршалла» ему неинтересны. После Второй мировой США не собирались дарить Европе деньги. Практически все свои деньги, вложенные в рамках «плана Маршалла», американцы быстро вернули — в течение буквально нескольких лет. Плюс извлекли прибыль за счет стимулирования собственной экономики, и за счет того, что американские товары пошли в Европу.
Но «План Маршалла для Украины» решает только политические задачи, причем задачи нестратегические, с точки зрения США. Неслучайно Запад заметно охладел к «незалежной»: Киев упрекают в неэффективной борьбе с коррупцией, пробуксовке структурных реформ, да и новый президент США Дональд Трамп относится к происходящему на Украине с большим скепсисом. Из одного этого можно сделать вывод, что в ближайшее время «План Маршалла для Украины» никто не будет рассматривать всерьез.
— Американский «план Маршалла» ставил целью остановить приход коммунистов к власти в странах Западной и Центральной Европы, — напоминает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — В условиях послевоенной разрухи коммунисты — наиболее последовательные выразители антигитлеровских настроений — имели на это неплохие шансы во Франции и Италии. «План Маршалла» помог послевоенную нищету в Европе преодолеть, оттеснить коммунистов от политической авансцены, и привязать Западную Европу к США союзническими обязательствами.
Надо заметить, что после ликвидации Варшавского договора страны Восточной Европы также настаивали, чтобы Запад помог им с помощью идей «плана Маршалла». Но США и Западная Европа на это не согласились, и предпочли ограничиться советами.
В какой-то мере идеи «плана Маршалла» были реализованы в рамках инфраструктурных проектов Евросоюза. Все эти проекты пытаются подтянуть уровень экономического развития новых стран-членов ЕС до общеевропейского. Но эффекта от них немного — хорошо видно, что разница между старыми и новыми членами ЕС осталась по многим параметрам, и значительная часть населения Восточной Европы постепенно переселяется в Западную.
С учетом этого опыта, реализация «Плана Маршалла для Украины» на сегодня представляется вообще невозможной.