«Перемога Маршалла»: спасти Киев всем миром - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Перемога Маршалла»: спасти Киев всем миром - «Экономика» 13:00 Воскресенье 0 522
12-02-2017, 13:00

«Перемога Маршалла»: спасти Киев всем миром - «Экономика»


«Перемога Маршалла»: спасти Киев всем миром - «Экономика»

Премьер Украины Владимир Гройсман призвал международное сообщество сформировать план восстановления «незалежной» наподобие «плана Маршалла». Об этом он заявил 9 февраля на международной конференции в Брюсселе, посвященной украинским реформам.

«Если стоит вопрос, чем Украине могут помочь дружеские мировые, европейские партнеры — это четкий план восстановления Украины. Это „план Маршалла“, который мы можем создать совместно, чтобы совместными усилиями ускорить трансформацию страны», — цитирует премьера сайт украинского правительства.

Гройсман напомнил, что в 2014 году в Европе выдвигались инициативы по выработке плана помощи. Так, французский политик Бернар-Анри Леви представил проект, который предполагал проведение специального экономического форума, посвященного Украине, и выдачу стране займа и долговых обязательств, гарантированных Международным валютным фондом и Европейским центральным банком. В феврале 2016 года депутат Бундестага Карл-Георг Вельман также заявлял о разработке Германией масштабного плана помощи — «Плана Маршалла для Украины». По словам Вельмана, помощь в рамках этой программы могла бы составить более 100 млрд евро. По мнению премьера Украины, пришло время вернуться к этим наработкам.


Напомним: «план Маршалла» — программа помощи Европе после Второй мировой войны. 5 июня 1947 года тогдашний госсекретарь США Джордж Маршалл изложил ее перед студентами Гарвардского университета. Программа восстановления европейской экономики была поддержана Великобританией и Францией. Летом 1947 года на международной конференции в Париже 16 стран дали согласие на участие в «плане Маршалла».

На деле, под предлогом экономической помощи США решали геополитическую задачу: прекратить продвижение СССР на Запад. Так, одним из обязательных требований к странам-участницам программы было исключение из состава правительств коммунистов. Да, деньги в этот проект Америке пришлось вложить, и немалые. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездного снабжения товарами, в виде субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали на программу около $ 17 млрд., причем основную долю получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия.

Но вместе с тем, надо понимать: около 70% этих средств были истрачены на закупки товаров и продовольствия в самих США, что помогло в первую очередь американкой экономике, и только затем разрушенной Европе.

Другими словами, помогая Европе в 1940—1950-х, США преследовали собственные интересы — политические и экономические. И на карту, с точки зрения Вашингтона, действительно было поставлено многое.

В ситуации же с Украиной глобальных целей у Запада нет. Функцию по оттягиванию ресурсов России «незалежная» выполняет и сегодня, а заработать на восстановлении украинской экономики, с точки зрения Запада, вообще невозможно.

Что стоит за разговорами вокруг «Плана Маршалла для Украины», как выглядят перспективы его реализации?

— Инициатива создания «Плана Маршалла для Украины» исходит, прежде всего, от киевских властей, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Но, действительно, параллелей с «планом Маршалла», который реализовывался после Второй мировой, в случае Украины практически нет.

США тогда ставили задачу поднять из руин Европу, чтобы сделать ее конкурентной по отношению к СССР. Помимо стратегических интересов в политике, присутствовали и серьезные экономические интересы. Американским предпринимателям нужно было расширять сферу своего влияния, а Европа в то время была важнейшим рынком сбыта. США было важно захватить этот рынок. На мой взгляд, экономический подтекст «плана Маршалла» был едва ли ни важнее политического.

«СП»: — Чем отличается эта ситуация от нынешней украинской?

— В случае с Украиной целевые установки Запада совершенно иные. Очевидно, что США и страны ЕС, которые бы вошли в международный пул инвесторов в рамках условного «Плана Маршалла для Украины», не могут надеяться на возврат средств даже в отдаленном будущем. Состояние украинской экономики настолько плачевное, а покупательная способность населения настолько низкая, что о получении коммерческой прибыли в «незалежной» и речь нет.

С другой стороны, Украина — это крупная, по европейским меркам, страна с населением почти 45 миллионов человек. И чтобы заново «вдохнуть жизнь» в украинскую экономику — что, собственно, и подразумевает «План Маршалла для Украины» — нужны колоссальные финансовые вливания.

Запад на такие вливания, да еще безвозвратные, явно не готов. Сегодня помощь Украине оказывается по линии МВФ (это главный кредитор Киева), а также по линиям отдельных стран, прежде всего США и Канады. Но размер этой помощи ровно такой, чтобы не дать украинской экономике сорваться в дефолт и коллапс.

Кроме того, нынешняя помощь Запада, с точки зрения Киева, порождает проблемы. Так, МВФ поставил условием получения траншей либерализацию украинского рынка ЖКХ, что уже привело к кратному росту тарифов. Население, понятно, такой политикой недовольно, но до протестов не доходит — Киев списывает трудности на ситуацию в Донбассе. Однако вечно так продолжаться не может.

Гройсман все это понимает, поскольку далеко не дурак. Он видит, что без серьезных инвестиций рассчитывать на качественный сдвиг в украинской экономике не приходится. И напирает в Брюсселе на то, что по итогам 2016 года украинская экономика, после трехлетнего обвального падения, продемонстрировала рост около 2% ВВП.

«СП»: — При чем тут «план Маршалла»?

— Это хорошая зацепка. Действительно, в 2014—2015 годах ряд политиков в Западной Европе испытывали эйфорию от украинской революции, и говорили о необходимости предложить Киеву некий аналог «плана Маршалла». Но никакого практического развития эта идея не получила. Когда у Запада нет экономической заинтересованности, «планы Маршалла» ему неинтересны. После Второй мировой США не собирались дарить Европе деньги. Практически все свои деньги, вложенные в рамках «плана Маршалла», американцы быстро вернули — в течение буквально нескольких лет. Плюс извлекли прибыль за счет стимулирования собственной экономики, и за счет того, что американские товары пошли в Европу.

Но «План Маршалла для Украины» решает только политические задачи, причем задачи нестратегические, с точки зрения США. Неслучайно Запад заметно охладел к «незалежной»: Киев упрекают в неэффективной борьбе с коррупцией, пробуксовке структурных реформ, да и новый президент США Дональд Трамп относится к происходящему на Украине с большим скепсисом. Из одного этого можно сделать вывод, что в ближайшее время «План Маршалла для Украины» никто не будет рассматривать всерьез.


— Американский «план Маршалла» ставил целью остановить приход коммунистов к власти в странах Западной и Центральной Европы, — напоминает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — В условиях послевоенной разрухи коммунисты — наиболее последовательные выразители антигитлеровских настроений — имели на это неплохие шансы во Франции и Италии. «План Маршалла» помог послевоенную нищету в Европе преодолеть, оттеснить коммунистов от политической авансцены, и привязать Западную Европу к США союзническими обязательствами.

Надо заметить, что после ликвидации Варшавского договора страны Восточной Европы также настаивали, чтобы Запад помог им с помощью идей «плана Маршалла». Но США и Западная Европа на это не согласились, и предпочли ограничиться советами.

В какой-то мере идеи «плана Маршалла» были реализованы в рамках инфраструктурных проектов Евросоюза. Все эти проекты пытаются подтянуть уровень экономического развития новых стран-членов ЕС до общеевропейского. Но эффекта от них немного — хорошо видно, что разница между старыми и новыми членами ЕС осталась по многим параметрам, и значительная часть населения Восточной Европы постепенно переселяется в Западную.

С учетом этого опыта, реализация «Плана Маршалла для Украины» на сегодня представляется вообще невозможной.


Премьер Украины Владимир Гройсман призвал международное сообщество сформировать план восстановления «незалежной» наподобие «плана Маршалла». Об этом он заявил 9 февраля на международной конференции в Брюсселе, посвященной украинским реформам. «Если стоит вопрос, чем Украине могут помочь дружеские мировые, европейские партнеры — это четкий план восстановления Украины. Это „план Маршалла“, который мы можем создать совместно, чтобы совместными усилиями ускорить трансформацию страны», — цитирует премьера сайт украинского правительства. Гройсман напомнил, что в 2014 году в Европе выдвигались инициативы по выработке плана помощи. Так, французский политик Бернар-Анри Леви представил проект, который предполагал проведение специального экономического форума, посвященного Украине, и выдачу стране займа и долговых обязательств, гарантированных Международным валютным фондом и Европейским центральным банком. В феврале 2016 года депутат Бундестага Карл-Георг Вельман также заявлял о разработке Германией масштабного плана помощи — «Плана Маршалла для Украины». По словам Вельмана, помощь в рамках этой программы могла бы составить более 100 млрд евро. По мнению премьера Украины, пришло время вернуться к этим наработкам. Напомним: «план Маршалла» — программа помощи Европе после Второй мировой войны. 5 июня 1947 года тогдашний госсекретарь США Джордж Маршалл изложил ее перед студентами Гарвардского университета. Программа восстановления европейской экономики была поддержана Великобританией и Францией. Летом 1947 года на международной конференции в Париже 16 стран дали согласие на участие в «плане Маршалла». На деле, под предлогом экономической помощи США решали геополитическую задачу: прекратить продвижение СССР на Запад. Так, одним из обязательных требований к странам-участницам программы было исключение из состава правительств коммунистов. Да, деньги в этот проект Америке пришлось вложить, и немалые. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездного снабжения товарами, в виде субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали на программу около $ 17 млрд., причем основную долю получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. Но вместе с тем, надо понимать: около 70% этих средств были истрачены на закупки товаров и продовольствия в самих США, что помогло в первую очередь американкой экономике, и только затем разрушенной Европе. Другими словами, помогая Европе в 1940—1950-х, США преследовали собственные интересы — политические и экономические. И на карту, с точки зрения Вашингтона, действительно было поставлено многое. В ситуации же с Украиной глобальных целей у Запада нет. Функцию по оттягиванию ресурсов России «незалежная» выполняет и сегодня, а заработать на восстановлении украинской экономики, с точки зрения Запада, вообще невозможно. Что стоит за разговорами вокруг «Плана Маршалла для Украины», как выглядят перспективы его реализации? — Инициатива создания «Плана Маршалла для Украины» исходит, прежде всего, от киевских властей, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Но, действительно, параллелей с «планом Маршалла», который реализовывался после Второй мировой, в случае Украины практически нет. США тогда ставили задачу поднять из руин Европу, чтобы сделать ее конкурентной по отношению к СССР. Помимо стратегических интересов в политике, присутствовали и серьезные экономические интересы. Американским предпринимателям нужно было расширять сферу своего влияния, а Европа в то время была важнейшим рынком сбыта. США было важно захватить этот рынок. На мой взгляд, экономический подтекст «плана Маршалла» был едва ли ни важнее политического. «СП»: — Чем отличается эта ситуация от нынешней украинской? — В случае с Украиной целевые установки Запада совершенно иные. Очевидно, что США и страны ЕС, которые бы вошли в международный пул инвесторов в рамках условного «Плана Маршалла для Украины», не могут надеяться на возврат средств даже в отдаленном будущем. Состояние украинской экономики настолько плачевное, а покупательная способность населения настолько низкая, что о получении коммерческой прибыли в «незалежной» и речь нет. С другой стороны, Украина — это крупная, по европейским меркам, страна с населением почти 45 миллионов человек. И чтобы заново «вдохнуть жизнь» в украинскую экономику — что, собственно, и подразумевает «План Маршалла для Украины» — нужны колоссальные финансовые вливания. Запад на такие вливания, да еще безвозвратные, явно не готов. Сегодня помощь Украине оказывается по линии МВФ (это главный кредитор Киева), а также по линиям отдельных стран, прежде всего США и Канады. Но размер этой помощи ровно такой, чтобы не дать украинской экономике сорваться в дефолт и коллапс. Кроме того, нынешняя помощь Запада, с точки зрения Киева, порождает проблемы. Так, МВФ поставил условием получения траншей либерализацию украинского рынка ЖКХ, что уже привело к кратному росту тарифов. Население, понятно, такой политикой недовольно, но до протестов не доходит — Киев списывает трудности на ситуацию в Донбассе. Однако вечно так продолжаться не может. Гройсман все это понимает, поскольку далеко не дурак. Он видит, что без серьезных инвестиций рассчитывать на качественный сдвиг в украинской экономике не приходится. И напирает в Брюсселе на то, что по итогам 2016 года украинская экономика, после трехлетнего обвального падения, продемонстрировала рост около 2% ВВП. «СП»: — При чем тут «план Маршалла»? — Это хорошая зацепка. Действительно, в 2014—2015 годах ряд политиков в Западной Европе испытывали эйфорию от украинской революции, и говорили о необходимости предложить Киеву некий аналог «плана Маршалла». Но никакого практического развития эта идея не получила. Когда у Запада нет экономической заинтересованности, «планы Маршалла» ему неинтересны. После Второй мировой США не собирались дарить Европе деньги. Практически все свои деньги, вложенные в рамках «плана Маршалла», американцы быстро вернули — в течение буквально нескольких лет. Плюс извлекли прибыль за счет стимулирования собственной экономики, и за счет того, что американские товары пошли в Европу. Но «План Маршалла для Украины» решает только политические задачи, причем задачи нестратегические, с точки зрения США. Неслучайно Запад заметно охладел к «незалежной»: Киев упрекают в неэффективной борьбе с коррупцией, пробуксовке структурных реформ, да и новый президент США Дональд Трамп относится к происходящему на Украине с большим скепсисом. Из одного этого можно сделать вывод, что в ближайшее время «План Маршалла для Украины» никто не будет рассматривать всерьез. — Американский «план Маршалла» ставил целью остановить приход коммунистов к власти в странах Западной и Центральной Европы, — напоминает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — В условиях послевоенной разрухи коммунисты — наиболее последовательные выразители антигитлеровских настроений — имели на это неплохие шансы во Франции и Италии. «План Маршалла» помог послевоенную нищету в Европе преодолеть, оттеснить коммунистов от политической авансцены, и привязать Западную Европу к США союзническими обязательствами. Надо заметить, что после ликвидации Варшавского договора страны Восточной Европы также настаивали, чтобы Запад помог им с помощью идей «плана Маршалла». Но США и Западная Европа на это не согласились, и предпочли ограничиться советами. В какой-то мере идеи «плана Маршалла» были реализованы в рамках инфраструктурных проектов Евросоюза. Все эти проекты пытаются подтянуть уровень экономического развития новых стран-членов ЕС до общеевропейского. Но эффекта от них немного — хорошо видно, что разница между старыми и новыми членами ЕС осталась по многим параметрам, и значительная часть населения Восточной Европы постепенно переселяется в Западную. С учетом этого опыта, реализация «Плана Маршалла для Украины» на сегодня представляется вообще невозможной.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl