Шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарев считает, что рубль продолжает укреплять свои границы, и поэтому курс доллара в период 13−15 февраля имеет серьёзные шансы рекордно опуститься. По прогнозам эксперта, доллар может упасть до 57 рублей. Последний раз курс иностранной валюты опускался ниже 57 рублей 21 июля 2015 года.
Росту российской валюты оказывает отличную поддержку активный спрос на российские активы, прежде всего, на облигации федерального займа Минфина РФ.
«Инвесторов по-прежнему привлекает гарантированная премия по купону: от 8,1 до 8,4% годовых в бумагах со сроком погашения от 2 до 15 лет. И 8,8% по однолетним, а также до 10% по облигациям на 3−6 месяцев», — сказал Пушкарев.
Правда, возможно и ослабление рубля в случае удешевления нефти. Как отметил эксперт, Иран готов нарастить добычу нефти до 4 миллионов баррелей в сутки вопреки сделке с ОПЕК. В таком случае цена на нефть сможет опуститься на 3−4 доллара до 53 долларов за баррель и ниже, а доллар — подняться в цене до 61−62 рублей.
«Если все же история вокруг иранских 4 миллионов баррелей плавно сойдет на нет — то в период 13−15 февраля или даже раньше, наоборот, курс доллара имеет серьезные шансы опуститься за 57 рублей или даже ниже. И пока шансы на сценарий с укреплением рубля выше», — рассказал Пушкарев.
Эксперты «СП» комментируют выкладки своего коллеги.
— В конце прошлого года мы сделали прогноз на 2017 год, в котором предполагали, что доллар будет стоить 53−55 рубля, — говорит директор по связям с общественностью финансовой группы «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. — И то укрепление рубля, которое мы сейчас наблюдаем, находится в русле наших аналитических выкладок.
Сейчас наблюдается громадный приток спекулятивного капитала. Каждую неделю фонды, вкладывающие в российские ценные бумаги, ставят новые рекорды. Это подогревается, в том числе ростом цен на нефть, подстёгивающим приток валютной выручки, которая приходит в страну. Поэтому платёжный баланс у нас профицитный.
С другой стороны, у нас Минфин и Центральный Банк борются с укреплением рубля, скупая валюту с рынка. Однако с профицитом бороться крайне сложно. Валюта и дальше будет скупаться, но масштабы этого ограничены. Прежде всего, из-за опасности инфляционного эффекта, который последует от скупки валюты. Поскольку чтобы скупить валюту, надо напечатать рубли. Поступление рублей в экономику, в свою очередь, будет разогревать цены. И тогда мы почти наверняка превысим уровень инфляции в 4%, который допускает федеральный бюджет в 2017 году.
Поэтому мы, скорей всего, увидим плавное увеличение рубля, с небольшими «отскоками» назад, в те периоды, когда Минфин будет увеличивать скупку валюты.
«СП»: — Кроме действий Минфина, что ещё может повлиять на положение рубля?
— Не всё зависит от действий российских властей. Если, например, частично отменят антироссийские санкции, мы увидим новые волны притока капитала в страну. У нас дешёвые активы и на фондовом рынке, и на рынке акций-облигаций, и в экономике в целом компании стоят не так дорого. Это всё вызывает у зарубежных инвесторов интерес. А деньги, они циничны. Им всё равно, как относятся к России западные политики. Им важно, чтобы их денежные вложения «комфортно» себя чувствовали. Пока я вижу, что этот комфорт будет усиливаться. Скорей всего, всё первое полугодие 2017 года.
«СП»: — А может ли повлиять на ажиотажный приток средств в Россию эпатажное заявление Трампа, к примеру, он скажет, что «разочаровался в России»?
— Этот разворот к оттоку капитала может быть связан не только с заявлениями Трампа, но и с любыми, так называемыми «чёрными лебедями». Вроде, очередного сбитого самолёта, серьёзной эскалации военных действий в Донбассе. Это всё может изменить ситуацию на финансовом рынке «по клику мышки». Я согласен с экономистом Яковом Миркиным, который пишет, что укрепление рубля и приток капитала в нынешних условиях создаёт риск «девальвационного навеса». Нечто подобное было весной 2015 года, когда цены на нефть пошли вверх, рубль укрепился с семидесяти до пятидесяти рублей за доллар. Однако в декабре 2015 произошёл разворот, рубль снова ослабел, деньги из российских активов стали массово выводить. Кстати, как раз в мае 2015 года Минфин точно так же скупал валюту с рынка, но тоже не особенно преуспел в этом. Это ещё раз подтверждает мысль, что возможности наших монетарных властей по ограничению укрепления рубля весьма ограничены.
«СП»: — Можно ли хотя бы с какой-то долей вероятности предположить, что будет с рублём во второй половине года?
— Ниже 55 рублей за доллар курс вряд ли опустится. Напомню, что укрепление рубля к доллару на один рубль в нынешней ситуации вымывает из федерального бюджета 100 миллиардов рублей нефтяных доходов. Поэтому если рубль будет укрепляться и дальше, монетарные власти только усилят скупку валюты, оправдывая это ещё и тем, что нам, дескать, необходимо укреплять золотовалютные резервы. В целом модель, влияющая на курс рубля-доллара очень сложная. Тут много факторов и акторов, действующих в разные стороны. Пока есть основания предполагать, что приток капиталов в Россию какое-то время сохранится. Однако надо понимать, что укрепление рубля без экономического роста будет непродолжительным. Поэтому есть основания предполагать, что даже при благоприятных внешних факторах конец года будет сложным для российской экономики, что снова ослабит рубль. Если только у нас не произойдёт оживления производства, сферы услуг и общего роста ВВП. Кстати, при оживлении экономики даже «чёрные лебеди» не приведут к девальвации рубля. Мы просто «отскочим» к отметке примерно 60 рублей за доллар.
— Я удивлён, что Минфин и ЦБ не так обильно скупают валюту, как можно было ожидать, — говорит профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков. — Я прогнозировал, что они остановят укрепление национальной валюты на планке около 60 рублей за доллар. Я думаю, что вскоре мы придём примерно к этому показателю. Поскольку закупка валюты продолжится. Минфин уже заявил, что будет увеличивать золотовалютные резервы до 500 миллиардов долларов. И ЦБ его в этом поддержал.
К сожалению, мы по-прежнему вкладываем деньги не в свою экономику, а в чужие бумажки. Мы, словно колония, меняем свою нефть на финансовые «бусы», которые к тому же хранятся не в России.
«СП»: — Почему всё же курс рубля укрепляется, несмотря на действия монетарных властей?
— На данный момент платёжный баланс устойчивый. Экономика показывает, что она скорее жива и даже имеет небольшие задатки к оживлению. К тому же понемногу растут цены на нефть. Это приводит к тому, что у нас на финансовом рынке создались благоприятные условия для финансовых спекулянтов. Они-то и вкладывают сейчас деньги в наши активы. Надо понимать, что эта тенденция недолговременная. Есть такое понятие «летучий капитал». Он составляет до 100 миллиардов долларов. Эти деньги в течение 20 минут могут оказаться в любой точке земного шара. Как раз значительная часть тех денег, что сейчас пришли в Россию из этого разряда капитала. Они в какой-то степени повлияли и на укрепление рубля. Если эти деньги по какой-то причине «сбегут» из России, то и национальная валюта ослабнет.