Материал комментируют:
Игорь Юшков
«Газпром» в 2017 году ожидает роста средней цены экспорта газа в Европу до 180−190 долларов за 1 тысячу кубометров. В то время как в прошлом году средняя цена «куба» составила 167 долларов. Такой прогноз сделал заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев.
«Говоря о том, какая цена ожидается в текущем году, нельзя забывать о том, что сейчас наш контрактный портфель содержит различные системы ценообразования… Поэтому прогнозировать цену на 2017 год не так легко, как это было делать раньше. Диапазон цен в 2017 году в зависимости от динамики цен на спотовых рынках будет составлять от 180−190 долларов за 1 тысячу кубических метров», — заявил Медведев.
Кроме роста цен на голубое топливо наблюдается и рост объёмов потребления.
По словам представителя «Газпрома», в 2017 году экспорт газа в Европу может превысить 180 миллиардов кубометров. «Если погодные условия будут сопоставимы с минувшей зимой, то можно ожидать превышения исторического рекорда, и мы сможем превысить объем в 180 миллиардов кубометров, — сказал Медведев.
В минувшем году экспорт газа «Газпрома» в Европу составил 179,3 миллиардов «кубов» голубого топлива.
Ещё недавно эксперты говорили о том, что «Газпром» попытаются сильно потеснить на европейском рынке, как политическим, там и по экономическим причинам. Горячие головы ЕС даже поговаривали о том, что готовы покупать газ дороже, лишь бы он не был российским. И вот такой оптимизм представителя «Газпрома». Насколько он обоснован?
— Если говорить про цены, то конкретно для европейцев цена на российский газ вырастет лишь в том случае, если вырастет или хотя бы останется на прежнем уровне цена нефти, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Поскольку долгосрочные контракты «Газпрома» привязаны к ценам на «чёрное золото».
В начале 2016 года цена на нефть скатывалась даже до 28 долларов за баррель. Потом она росла, но очень медленно. Поэтому и вышло, что средняя цена российского газа для Европы оказалась на уровне 160−167 долларов за тысячу кубометров. Сейчас цена нефти колеблется в районе 55 долларов за баррель. Соответственно, поскольку привязка нефть-газ сохраняется, то и цена на голубое топливо должна вырасти. И тут «Газпром» ни на что не влияет.
Что касается объёмов поставок в Европу, то очевидно, что собственная добыча в европейских странах падает. В Голландии и Норвегии пока нет никаких признаков, что удастся нарастить объёмы добычи.
В Алжире, традиционном поставщике углеводородов в Европу, растёт собственное потребление, кроме этого, там собираются производить больше сжиженного природного газа (СПГ) и отправлять его не в Европу, а в Азию, где цены выше.
Поэтому у Европы выбор не велик — покупать больше газа у России или переходить на другие виды топлива. Пока их привлекает уж очень соблазнительная цена. Даже если цена российского газа поднимется до 190−200 долларов за тысячу «кубов», всё равно это будет много дешевле, чем возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и приятнее, чем неэкологичный уголь.
«СП»: — Можно ли сказать, что опасения, что Россию выдавят с европейского газового рынка позади? В частности, «страшилка» о том, что европейцы перейдут на американский сланцевый газ, уже не актуальна, особенно в «контексте Трампа»?
— Европейцы несколько лет назад действительно ожидали, что в Европу придёт волна дешёвого американского СПГ сопоставимого по цене с российским трубопроводным газом. В таком случае, они, конечно, выбрали бы американский сжиженный газ по политическим мотивам. Однако, американцы особенного интереса к европейскому рынку не проявляют. За весь 2016 год из США в Европу пришло 4 газовоза в Португалию, Испанию, Италию и Турцию. Поскольку в Испанию и Португалию мы газ не поставляем, получается, что лишь два газовых танкера стали нашими конкурентами. Стало очевидно, что американцы не могут конкурировать с Россией по цене на европейском рынке. Им проще и выгоднее отправлять свой СПГ в Южную Америку и Юго-Восточную Азию. Там и ближе, и спрос больше, и цена выше. Европейцы брали бы дешёвый американский газ, если бы им предлагали. И даже не только в пику Москве, но и потому, что они придерживаются стратегии диверсификации источников поставки. Однако себестоимость американского СПГ в обозримом будущем ниже не станет. А это значит, что ситуация в обозримом будущем на европейском рынке не изменится.
«СП»: — А в целом, можно ли сказать, что европейцы отказываются от идеи существенно сократить долю присутствия «Газпрома» на своём рынке? И приведёт ли это к дальнейшему росту закупок российского газа в Европе?
— В течение нескольких лет, примерно с 2012 по 2015 года ЕС планомерно сокращал закупки газа, в том числе, российского. Поскольку газ стоил очень дорого — почти 400 долларов за тысячу кубометров. В итоге «Газпром» сократил поставки в Европу к 2015 году на 100 миллиардов кубометров. Однако понижение цены, несмотря на всю антироссийскую истерию, привело к тому, что европейцы стали закупать российского газа всё больше. А сейчас и истерия понемногу уходит. Заявления еврочиновников по поводу монополистских амбиций и нарушений «Газпрома» всё мягче. Зависимость от российского газа уже не воспринимается как нечто опасное и болезненное.
Кстати, американский сланцевый газ, который, по сути, так и не пришёл в Европу, сыграл на руку России. И вот почему. Теперь в той же Европе прекрасно понимают, что в любой момент могут отказаться от части российского газа и закупать по дорогой цене американский СПГ. И таким образом, как бы снимается, российского «газового шантажа». Те же представители «Газпрома» всегда могут сказать: мы ничего не навязываем, просто предлагаем газ по более выгодной цене.
— Ясно, что европейцы не прочь и дальше сокращать закупки российского газа, чтобы диверсифицировать источники поставок углеводородов, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Вопрос в том, есть ли у них такая возможность. Одно время они сокращали закупки газа за счёт увеличения закупок угля, который был дешевле и за счёт развития отрасли ВИЭ, которая развивалась за счёт государственной поддержки.
В последние два года наблюдается устойчивый рост потребления газа, что приводит к закупкам российского голубого топлива. Поскольку собственная добыча падает, а все альтернативные источники — значительно дороже.
Поэтому на уровне политических заявлений европейцы продолжают заявлять, что им не нравится монополист «Газпром» и они хотят сократить закупки. Но возможностей сделать этого у них не просматривается.
«СП»: — Мы действительно сможем увеличить свою доля газа на европейском рынке?
— Если посчитать весь газ, который мы поставляем сейчас в западном направлении, даже несмотря на то, что газопотребление на Украине значительно снизилось, объёмы поставок по сравнению с 2014 годом увеличились. По итогам прошлого года наш газ в европейском экспорте приблизился к доле — 34 процента. Это близко к тем пределам, которые позволяет законодательство ЕС.