Материал комментируют:
Никита Кричевский
Никита Масленников
Несмотря на взаимные санкции, Евросоюз и Россия наращивают товарооборот. Как сообщил 17 марта Eurostat, ЕС в январе увеличил импорт из России на 59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 13,7 млрд евро. Экспорт из стран Европейского союза в РФ также вырос на 45% и составил 6 млрд евро. Таким образом, для Европы дефицит торгового баланса в отношениях с РФ увеличился в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 7,6 миллиарда евро.
Для сравнения, за тот же период импорт китайских товаров в ЕС вырос только на 16%, а экспорт европейских товаров в КНР увеличился на 18%. Кроме того, по сравнению с январем 2016 на 48% вырос импорт Евросоюза из Турции и на 45% - из Южной Кореи.
В документе Евростата статьи импорта и экспорта не расписаны по странам подробно, поэтому на какие именно товары пришелся рост товарооборота между ЕС и Россией наверняка сказать нельзя. Можно предположить, что одной из таких статей стали энергоносители. Известно, что «Газпром» в прошлом году установил рекорд по объемам продаж «голубого топлива» в страны ЕС. По словам Алексея Миллера, в 2016 поставки газа в страны дальнего зарубежья выросли на 12% по сравнению с 2015 и составили 179 млрд. куб. м.
Судя по статистике Евростата, за отчетный период импорт энергоносителей в ЕС вырос на 13%. Кроме того, на 60% увеличился импорт химической продукции, на 23% - машин и оборудования.
Впрочем, нужно отметить, что такие оптимистичные цифры в товарообороте между Россией и ЕС во многом достигнуты за счет падения в предыдущие годы. В 2015 году тот же Евростат фиксировал снижение экспорта ЕС в РФ на 29% (до 68 млрд евро) по сравнению с 2014, а России в Европу — на 26% (до 126,1 млрд евро). В январе-ноябре 2016 года тенденции по падению продолжились, хотя и замедлились. Экспорт из ЕС сократился всего на 2%, а вот российский импорт упал на 16%.
Очевидно, что начало года стало удачным для российско-европейской торговли. Но эксперты предупреждают, что делать далеко идущие выводы на примере сравнения январей 2016 и 2017 рано. Свою роль сыграли рост цен на энергоносители, динамика валютного курса и изменение конъюнктуры на мировых рынках.
— В росте товарооборота между Россией и Европейским союзом нет ничего удивительного, — считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Основные статьи нашего экспорта — сырьевые. Это нефть, нефтепродукты, газ, дерево, металлы и драгоценные металлы. На всю эту продукцию никакие санкции ЕС изначально не распространялись. Кроме того, в последнее время на мировых рынках складывается более благоприятная конъюнктура для торговли этими товарами.
Что касается импорта, он растет, прежде всего, в денежном, а не в количественном выражении. Как, впрочем, и экспорт. База сравнения у нас — начало 2016 года, когда цены на многие виды товаров были ниже, а сейчас они поднялись, отсюда и рост показателей.
«СП»: — Значит, дело не в том, что компании как-то научились обходить санкции?
— Санкции, прежде всего, влияют на финансовый сектор, а также на операции отдельных предприятий и их учредителей. В основном, это персональные санкции против тех, кто связан с Крымом, с Украиной. Проще говоря, это не те предприятия, которые осуществляют поставки на рынок в больших объемах. По данным Федеральной таможенной службы, более 60% нашего экспорта приходится на топливно-энергетические товары. Это нефть, бензин, природный газ, сжиженный газ. Европа не будет стрелять себе в ногу и вводить санкции против «Роснефти» или «Газпрома». Это, в первую очередь, ударит по ним самим.
«СП»: — А чем объясняется рост импорта?
— На росте импорта сказалось то, что рубль за прошлый год существенно укрепился. При этом, хотя рубль укрепился, официальная инфляция по непродовольственным товарам выросла больше, чем общая. Напомню, что общая инфляция по итогам года у нас составила 5,4%, а непродовольственная — 6,5%. Все разговоры о том, что при укреплении рубля будут снижаться цены — это очередное лукавство. Цены росли, и росли быстрее, чем на внутренние товары. В общем, подытоживая, можно сказать, что война войной, а обед по расписанию.
Похожего мнения придерживается и руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— Первое, о чем нужно сказать — это повышение цен на энергоносители. Если в январе 2016 нефть стоила в районе 36 долларов за баррель, то в январе 2017 — около 56 долларов. Естественно, это не могло не сказаться на росте нашего экспорта в денежном выражении. Что касается роста импорта, тут свою роль сыграл валютный фактор. Укрепление рубля удешевило инвестиционную деятельность, стало легче закупать технологи или оборудование, необходимое для реализации многих проектов наших предприятий, поэтому они активней начали заниматься их приобретением. Не думаю, что структура нашего экспорта или импорта кардинально изменилась, скорее, на росте сказались те факторы, о которых я уже упомянул.
Тем не менее, тот факт, что Европейский союз продолжает оставаться основным торговым партнером России, несмотря на ухудшение политических отношений, нельзя игнорировать. Конечно, санкции мешают, но все же не способны перечеркнуть сложившуюся интенсивность экономических отношений. За годы санкций компании в чем-то научились их обходить, что тоже сказывается на ситуации, хотя и не кардинально. Свою роль сыграло и некоторое оживление нашей экономики. Например, стали подрастать строительный, промышленный секторы, машиностроение. А продукция того же «АвтоВАЗа» продается во многих странах Европы. Думаю, со временем экономические отношения все равно будут развиваться, даже несмотря на политику.