Евро в Литве: что хотели, и что получили - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Евро в Литве: что хотели, и что получили - «Экономика» 17:00 Понедельник 0 612
20-03-2017, 17:00

Евро в Литве: что хотели, и что получили - «Экономика»


Евро в Литве: что хотели, и что получили - «Экономика»

По случаю трехлетия перехода Литвы на евро на литовской ветке портала delfi подвели промежуточные итоги этого важного события. Обменный курс тогда был такой — 1 евро = 3,4528 лита. Обещали, что роста цен, по крайней мере, в связи с отказом от лита, не будет. Может, в связи с этим и не было, но выясняется, что некоторые цены вообще выросли в (а не на!) эти пресловутые 3,4528 раза.

Правда, на delfi выводы помягче. Портал приводит данные департамента статистики, по которым, начиная с 2015 года, когда был введен евро, цены в целом выросли на 3,9 процента, пищевых продуктов — на 4,9 процента. Но это, наверное, данные о каких-то выборочных продуктах. Некий Эдгарас рассказывает журналистам: «Торговцы и различные поставщики услуг в течение некоторого времени уже не обязаны указывать цену в литах. Такой порядок действовал после принятия евро. Многие люди, вероятно, уже забыли, какие цены в литах казались „нормальными“. Я почувствовал себя не в своей тарелке, когда спустя более чем два года после введения евро увидел счет за скромный ужин на двоих в одном из баров Вильнюса». За два гамбургера с картошкой фри, за бокал пива и бутылку газированного напитка заплатил около 20 евро (1247 рублей). Это почти 65 литов. «Я не знаю, возможно, раньше я не мог позволить себе тратить так много, может быть, я посещал более дешевые места, но я не помню, чтобы до 2015 года за гамбургер и напиток я платил 30 литов», — сказал Эдгарас. И все же портал не привел сравнений — что сколько стоило раньше.


Корреспондент «СП» позвонил в Вильнюс знакомым и поинтересовался, правда ли это дорого?

«СП»: — Нам не с чем сравнивать. Но если с московскими ценами, то ничего особенного. Разве что, может, чуть дороговато…

— При чем тут Москва? Надо заодно тогда уж сравнивать зарплаты, расходы на коммуналку, цены в магазинах. А на нашем базаре вам прямо скажут, что многие товары почти «приравнялись» по цене к евро — был 1 лит, стал 1 евро (62,37 рубля). Что касается бара, кафе, приведу вам простой пример. Вот литовский карбонад — вкусное блюдо, кусок жареной в сухарях свинины с гарниром, в литах в недорогом кафе стоил 10−12 (183 — 220 рублей), в дорогом — 18 (330 рублей). Сейчас 7−10 евро (436 — 624 рубля). Наше любимое блюдо — цепеллины — вареные картофельные котлеты с мясом внутри — стоили в кафе 5−6 литов (92 — 110 рублей), бывало и дешевле. Сейчас меньше чем за 3,5 евро (218 рублей) не найдешь. Ну, я не нуждаюсь, но вот недавно купил кусок готовой говядины на полкилограмма в зеленой упаковке, только разогреть надо. Почти 10 евро (624 рубля). Вроде ничего. Но за 34 лита, если перевести цену в литы, никогда бы не взял. Такая вот психология цифр.

«Я понимаю необходимость учета инфляции, роста покупательной способности населения, но первое, что приходит на ум: ничего себе цены», — говорил Эдгарас. Да, цены не взлетели за один раз. Этот процесс шел три года постепенно. И вот литовский департамент статистики сообщил, что в феврале этого года по сравнению с прошлым годом произошло очередное подорожание. Продукты питания и безалкогольные напитки за год выросли в цене на 4,4 процента. Больше всего подорожала свежая и размороженная рыба (11,1 процента), йогурт (15,5 процента), масло (10,3 процента), свежие или замороженные овощи (за исключением картофеля и других клубневых) — 13,5 процента, сахар (10,7 процента), фруктовые и овощные соки (10,6 процента). И уже эти показатели как-то не очень стыкуются с данными Департамента, приведенными в начале статьи. И это только за один год. И выборочно. А вот сколько что стоит в магазинах республики в евро (примерно, конечно — рынок есть рынок): черный хлеб — 1.3 (81 рубль), пирожки с мясом — 1 (62 рубля), яблоки — 1 — 2 (62 — 124 рубля), молоко — 0.8 (50 рублей), докторская колбаса — до 7 евро (437 рублей), сервелат до 9 (561 рубль), яйца — 10 шт — 1.5 — 1.8 (94 — 112 рублей, самые дешевые), курица 3.2 (200 рублей), пиво — 2 (124 рубля).

Перед переходом на евро Банк Литвы обещал: введение евро будет способствовать развитию экономики и повышению благосостояния населения; отпадет необходимость в издержках, связанных с обменом евро на литы и наоборот; нахождение в зоне евро повысит привлекательность Литвы для предоставляющих кредиты государству или создающих рабочие места инвесторов, поскольку государствам еврозоны надлежит вести ответственную экономическую политику; после вступления в еврозону Литва станет участником механизма стабильности Европы, назначение которого — обеспечение финансовой стабильности в еврозоне. И т.д.

Наверное, к кому-то в Литве действительно пришла финансовая стабильность. СМИ приводят, например, такие данные — литовские коммерческие банки в январе платили своим работникам средние зарплаты «на бумаге»: «Swedbank» — 1640 евро (102287 рублей), «SEB» — 1554 евро (96923 рубля), «DNB» — 1410 евро (87942 рубля), «Nordea» — 1725 евро (107588 рублей), «Danske Bank» — 1610 евро (100416 рублей), «Šiauliu bankas» — 1107 евро (69044 рубля). По данным вильнюсской газеты «Обзор», литовский филиал «Barclays Group Operations Limited» в среднем платил своим работникам 1972 евро (122994 рубля), а «Google Lithuania» — 6197 евро (386506 рублей).

Но это редкие зарплаты. Минимальная в Литве составляет 380 евро (23701 рубль). Средняя — 700 евро (43659 рублей).

Гражданам Литвы становится жить все тяжелее, заявил на днях экс-президент Литвы, депутат Европарламента Роландас Паксас. «У нас очень большое социальное неравенство. Очень большая безработица. А цены на лекарства даже не хочется сравнивать», — сказал он и выразил возмущение: почему средняя зарплата в Эстонии на треть больше литовской, а средняя пенсия больше почти на 150 евро (9356 рублей)? «Почему в Латвии и в Эстонии масштабы эмиграции гораздо меньше, чем у нас?», — задал он риторический вопрос. Роландас Паксас призывал не спешить с переходом на евро. Как раз еврозону тогда стала трясти нестабильность. Соседняя Польша так и не ввела евровалюту, а Великобритания и вовсе «валит» из ЕС.


Была бы в Литве благодатная жизнь — не уезжали бы в поисках лучшей доли. На днях бывший министр иностранных дел Литвы, глава представительства Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас признал: «Исход из страны является самой большой угрозой для национальной безопасности». Правда, литовские власти называют главной угрозой Россию, это значится в новой Стратегии национальной безопасности. Закупают вооружения, расширяют армию. Но даже по словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, ничто не указывает на возможность «конвенционального военного нападения на какую-либо из стран НАТО, в том числе страны Балтии». То есть неправильное определение угрозы ведет не к благоденствию, а к падению уровня жизни и эмиграции. Вигаудас Ушацкас опасается: через 25 лет население Литвы сократится до 1,9 млн человек. Перед распадом СССР в республике проживало около 3,7 млн, сейчас — 2,9.

Последний опрос, проведенный в Литве компанией по исследованию рынка и общественного мнения Baltijos tyrimai по заказу информационного агентства ELTA, показал: 72 процента респондентов считают, что дела в стране ухудшаются. Вряд ли только переход на евро так повлиял на настроения. Но рост цен, конечно же, не вселяет оптимизма.


По случаю трехлетия перехода Литвы на евро на литовской ветке портала delfi подвели промежуточные итоги этого важного события. Обменный курс тогда был такой — 1 евро = 3,4528 лита. Обещали, что роста цен, по крайней мере, в связи с отказом от лита, не будет. Может, в связи с этим и не было, но выясняется, что некоторые цены вообще выросли в (а не на!) эти пресловутые 3,4528 раза. Правда, на delfi выводы помягче. Портал приводит данные департамента статистики, по которым, начиная с 2015 года, когда был введен евро, цены в целом выросли на 3,9 процента, пищевых продуктов — на 4,9 процента. Но это, наверное, данные о каких-то выборочных продуктах. Некий Эдгарас рассказывает журналистам: «Торговцы и различные поставщики услуг в течение некоторого времени уже не обязаны указывать цену в литах. Такой порядок действовал после принятия евро. Многие люди, вероятно, уже забыли, какие цены в литах казались „нормальными“. Я почувствовал себя не в своей тарелке, когда спустя более чем два года после введения евро увидел счет за скромный ужин на двоих в одном из баров Вильнюса». За два гамбургера с картошкой фри, за бокал пива и бутылку газированного напитка заплатил около 20 евро (1247 рублей). Это почти 65 литов. «Я не знаю, возможно, раньше я не мог позволить себе тратить так много, может быть, я посещал более дешевые места, но я не помню, чтобы до 2015 года за гамбургер и напиток я платил 30 литов», — сказал Эдгарас. И все же портал не привел сравнений — что сколько стоило раньше. Корреспондент «СП» позвонил в Вильнюс знакомым и поинтересовался, правда ли это дорого? «СП»: — Нам не с чем сравнивать. Но если с московскими ценами, то ничего особенного. Разве что, может, чуть дороговато… — При чем тут Москва? Надо заодно тогда уж сравнивать зарплаты, расходы на коммуналку, цены в магазинах. А на нашем базаре вам прямо скажут, что многие товары почти «приравнялись» по цене к евро — был 1 лит, стал 1 евро (62,37 рубля). Что касается бара, кафе, приведу вам простой пример. Вот литовский карбонад — вкусное блюдо, кусок жареной в сухарях свинины с гарниром, в литах в недорогом кафе стоил 10−12 (183 — 220 рублей), в дорогом — 18 (330 рублей). Сейчас 7−10 евро (436 — 624 рубля). Наше любимое блюдо — цепеллины — вареные картофельные котлеты с мясом внутри — стоили в кафе 5−6 литов (92 — 110 рублей), бывало и дешевле. Сейчас меньше чем за 3,5 евро (218 рублей) не найдешь. Ну, я не нуждаюсь, но вот недавно купил кусок готовой говядины на полкилограмма в зеленой упаковке, только разогреть надо. Почти 10 евро (624 рубля). Вроде ничего. Но за 34 лита, если перевести цену в литы, никогда бы не взял. Такая вот психология цифр. «Я понимаю необходимость учета инфляции, роста покупательной способности населения, но первое, что приходит на ум: ничего себе цены», — говорил Эдгарас. Да, цены не взлетели за один раз. Этот процесс шел три года постепенно. И вот литовский департамент статистики сообщил, что в феврале этого года по сравнению с прошлым годом произошло очередное подорожание. Продукты питания и безалкогольные напитки за год выросли в цене на 4,4 процента. Больше всего подорожала свежая и размороженная рыба (11,1 процента), йогурт (15,5 процента), масло (10,3 процента), свежие или замороженные овощи (за исключением картофеля и других клубневых) — 13,5 процента, сахар (10,7 процента), фруктовые и овощные соки (10,6 процента). И уже эти показатели как-то не очень стыкуются с данными Департамента, приведенными в начале статьи. И это только за один год. И выборочно. А вот сколько что стоит в магазинах республики в евро (примерно, конечно — рынок есть рынок): черный хлеб — 1.3 (81 рубль), пирожки с мясом — 1 (62 рубля), яблоки — 1 — 2 (62 — 124 рубля), молоко — 0.8 (50 рублей), докторская колбаса — до 7 евро (437 рублей), сервелат до 9 (561 рубль), яйца — 10 шт — 1.5 — 1.8 (94 — 112 рублей, самые дешевые), курица 3.2 (200 рублей), пиво — 2 (124 рубля). Перед переходом на евро Банк Литвы обещал: введение евро будет способствовать развитию экономики и повышению благосостояния населения; отпадет необходимость в издержках, связанных с обменом евро на литы и наоборот; нахождение в зоне евро повысит привлекательность Литвы для предоставляющих кредиты государству или создающих рабочие места инвесторов, поскольку государствам еврозоны надлежит вести ответственную экономическую политику; после вступления в еврозону Литва станет участником механизма стабильности Европы, назначение которого — обеспечение финансовой стабильности в еврозоне. И т.д. Наверное, к кому-то в Литве действительно пришла финансовая стабильность. СМИ приводят, например, такие данные — литовские коммерческие банки в январе платили своим работникам средние зарплаты «на бумаге»: «Swedbank» — 1640 евро (102287 рублей), «SEB» — 1554 евро (96923 рубля), «DNB» — 1410 евро (87942 рубля), «Nordea» — 1725 евро (107588 рублей), «Danske Bank» — 1610 евро (100416 рублей), «Šiauliu bankas» — 1107 евро (69044 рубля). По данным вильнюсской газеты «Обзор», литовский филиал «Barclays Group Operations Limited» в среднем платил своим работникам 1972 евро (122994 рубля), а «Google Lithuania» — 6197 евро (386506 рублей). Но это редкие зарплаты. Минимальная в Литве составляет 380 евро (23701 рубль). Средняя — 700 евро (43659 рублей). Гражданам Литвы становится жить все тяжелее, заявил на днях экс-президент Литвы, депутат Европарламента Роландас Паксас. «У нас очень большое социальное неравенство. Очень большая безработица. А цены на лекарства даже не хочется сравнивать», — сказал он и выразил возмущение: почему средняя зарплата в Эстонии на треть больше литовской, а средняя пенсия больше почти на 150 евро (9356 рублей)? «Почему в Латвии и в Эстонии масштабы эмиграции гораздо меньше, чем у нас?», — задал он риторический вопрос. Роландас Паксас призывал не спешить с переходом на евро. Как раз еврозону тогда стала трясти нестабильность. Соседняя Польша так и не ввела евровалюту, а Великобритания и вовсе «валит» из ЕС. Была бы в Литве благодатная жизнь — не уезжали бы в поисках лучшей доли. На днях бывший министр иностранных дел Литвы, глава представительства Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас признал: «Исход из страны является самой большой угрозой для национальной безопасности». Правда, литовские власти называют главной угрозой Россию, это значится в новой Стратегии национальной безопасности. Закупают вооружения, расширяют армию. Но даже по словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, ничто не указывает на возможность «конвенционального военного нападения на какую-либо из стран НАТО, в том числе страны Балтии». То есть неправильное определение угрозы ведет не к благоденствию, а к падению уровня жизни и эмиграции. Вигаудас Ушацкас опасается: через 25 лет население Литвы сократится до 1,9 млн человек. Перед распадом СССР в республике проживало около 3,7 млн, сейчас — 2,9. Последний опрос, проведенный в Литве компанией по исследованию рынка и общественного мнения Baltijos tyrimai по заказу информационного агентства ELTA, показал: 72 процента респондентов считают, что дела в стране ухудшаются. Вряд ли только переход на евро так повлиял на настроения. Но рост цен, конечно же, не вселяет оптимизма.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl