Нацвалюта России подешевеет до отметки 60 рублей за доллар. Такой прогноз озвучил в четверг, 27 апреля, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, ослабление будет постепенным, по мере решений ЦБ по снижению ключевой ставки.
«Равновесный курс должен быть несколько иным, ближе к 60-ти. В любом случае, отличаться от нынешнего должен», — сказал Дворкович, комментируя вопрос, планирует ли правительство и ЦБ принимать меры по ослаблению рубля для поддержки экспортеров.
«Думаю, Центральный банк и экономический блок правительства этими вопросами занимаются. И ситуация будет исправляться», — добавил он.
Напомним: двумя днями ранее о перспективах рубля весьма осторожно высказался президент РФ Владимир Путин. На встрече с представителями деловых кругов Ярославской области он сообщил, что правительство не планирует отказываться от плавающего курса рубля.
«Важен даже не курс, хотя мы понимаем, что это чувствительная сфера, важна стабильность национальной валюты в условиях плавающего курса, а от него мы отказываться не собираемся», — подчеркнул Путин.
Президент заявил о своих опасениях «сказать лишнее слово, чтобы не навредить», «потому что здесь угрозы со всех сторон». По его словам, укрепление рубля является одной из основных проблем, и власти «постараются снять опасения» экспортеров по этому вопросу.
Курс национальной валюты — «тонкая сфера», поддающаяся регулированию, но действовать надо «крайне аккуратно, имея в виду разнонаправленные интересы участников экономических процессов», отметил глава государства. Иначе — если попытаться регулировать курс нерыночными способами — это создаст риски для экономики страны.
Ранее, в Красноярске, глава Минэкономразвития Максим Орешкин высказал мнение, что платежный баланс РФ значительно снизится уже во II-III кварталах, что приведет к ослаблению рубля.
«Был сезонный сильный платежный баланс, был приток капитала в первом квартале. Это привело к отклонениям. Во втором-третьем квартале платежный баланс будет существенно хуже, и рубль естественным образом скорректируется», — предсказал Орешкин.
Он напомнил, что Минэкономразвития заложило в базовый вариант прогноза ослабление нацвалюты к концу 2017 года до 68 рублей за доллар — правда, при снижении цены на нефть до $ 40 за баррель. Если же цены на «черное золото» останутся на текущем уровне, то, по мнению Орешкина, доллар на конец 2017 года будет стоить 62−63 рубля.
Заметим: правительство уже несколько месяцев пытается обосновать мысль, что рубль переукрепился относительно равновесного значения. Так, министр финансов РФ Антон Силуанов еще в середине марта заявлял, что, по оценке Минфина, рубль переукреплен на 10−12% от фундаментальных значений.
Что будет с курсом рубля, как скажется ослабление нацвалюты на росте экономики РФ?
— Ко всем оценкам по поводу переукрепленности рубля и желательности его ослабления следует относиться с осторожностью, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — В этих оценках всегда прослеживаются интересы противоборствующих сторон — экспортеров и импортеров. К этому примешивается спрос на российские активы, плюс цена нефти. Именно поэтому Путин воздержался от каких-либо четких указаний по поводу курса рубля.
Есть еще важный момент. Дискуссии об ослаблении ведутся в условиях предвыборного года. Между тем, для большинства граждан России курс рубля является едва ли ни главным индикатором благополучия в экономике. При таком раскладе крутое пике курса недопустимо — с политической точки зрения.
Неслучайно и Минфин, и Минэкономразвития свои оценки переукрепленности рубля в последнее время заметно поумерили.
«СП»: — Насколько адекватна оценка равновесного курса Аркадия Дворковича?
— Банк России, замечу, воздерживается от прогнозов равновесного курса, и вот почему. Моделей такого курса несколько, и все они показывают разные результаты. Так происходит, поскольку в эти модели нужно закладывать не только темпы роста национальной экономики, которые меняются согласно ожиданиям, но и динамику нефтяных цен, а также динамику спроса на российские активы. Последние два фактора предсказать чрезвычайно трудно.
Что симптоматично, ЦБ РФ может влиять на курс рубля с помощью валютных интервенций, но сейчас он их не проводит. Интервенции проводит Минфин РФ, когда направляет дополнительные нефтегазовые доходы в золотовалютные фонды, но влияние этих интервенций на курс нацвалюты незначительно.
Словом, Банк России предпочитает действовать крайне аккуратно, и никакой планки в 60 рублей за доллар достичь не пытается. Почему же об этом говорит Дворкович?
Ответ, я считаю, кроется в функциях вице-премьера. В правительстве Дворкович курирует нефтедобычу и аграрный сектор. Между тем, аналитики как нефтяных компаний, так и Минсельхоза не раз заявляли, что курс 60 рублей за доллар — то, что им нужно, чтобы держаться на плаву, и даже улучшить показатели прошлого года.
Дворкович озвучил эти ожидания на более высоком уровне — только и всего. По сути, при таком подходе параметры курса берутся «с потолка». Но с другой стороны, если ожидания укореняются, всегда есть вероятность, что именно они и сбудутся.
«СП»: — Что необходимо, чтобы это произошло?
— Дворкович прав, когда говорит, что рубль будет плавно слабеть по мере снижения ЦБ ключевой ставки. Напомню: в пятницу, 28 апреля, Банк России как раз собирается понизить ставку. Интрига только в том, насколько сильно он ее снизит — на 0,25% или на 0,5%. Большинство аналитиков считает, что ставка будет снижена минимально. Соответственно, толчок к ослаблению нацвалюты также будет очень небольшим.
Для достижения курса 60 рублей за доллар этого мало. Чтобы «попасть на 60», я считаю, России не нужно участвовать в продлении соглашения со странами ОПЕК по ограничению добычи нефти, которое намечено на май текущего года. В результате такого демарша РФ цены на «черное золото» почти наверняка бы пошли вниз, а вслед за ними ослабел бы и рубль.
Но это весьма рискованный сценарий, который чреват бегством капитала из России и увеличением бюджетной напряженности как раз накануне президентских выборов. Потом, совершенно неясно, насколько может упасть рубль, чтобы Банк России удержал заданную планку инфляции — 4% в год. При долларе свыше 60 рублей, я считаю, риск роста инфляции становится весьма значительным. А за это президенту не скажут «спасибо» ни работающие избиратели, ни пенсионеры.
Поэтому, на мой взгляд, бабушка надвое сказала, к какому курсу рубля нам следует стремиться.
«СП»: — Более слабый рубль помог бы экономике России выбраться из рецессии?
— Я считаю, даже при несколько слабеющем рубле рост ВВП России в 2017 году останется в пределах 1−1,5%. МВФ, напомню, предсказывает российской экономике рост в 1,4% ВВП. Я же считаю, он будет скромнее — около 1,2%. И слабым рублем структурные ограничители роста, которые у нас имеются, не убрать и не исправить.