Глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил РИА «Новости», что кооперация российских ракетостроительных предприятий создает новую ракету среднего класса. И эта ракета будет конкурировать с американской Falcon компании Илона Маска.
Данная информация, призванная продемонстрировать эффективную работу отрасли, в действительности навевает грусть и печаль. КБ, имеющее славную, почти 70-летнюю историю, пытается догнать частную компанию Space Exploration Technologies Corporation, основанную в 2002 году программистом с незаконченным высшим образованием. Компанию, численность сотрудников которой не превышает 6 тыс. человек…
В настоящее время ракета находится на стадии эскизного проектирования. Летать начнет, предположительно, через 4 года. У ракеты, имя которой еще не присвоено, прекрасные коммерческие возможности, уверены в РКК «Энергия». Ее запуски предполагается производить на космодромах Байконур и Восточный. Но главная надежда на «Морской старт» — плавучую платформу в низких широтах, которой владеет российский холдинг S7 Group, выкупивший у РКК «Энергия» плавучий космодром и право на коммерческие запуски космических аппаратов.
Принцип создания ракеты можно квалифицировать как разработку с использованием неликвидов. Неликвиды, разумеется советского производства. Для первой ступени ракеты предполагается использовать двигатели РД-171М, которые еще сравнительно недавно поставлялись химкинским НПО «Энергомаш» на украинское предприятие «Южмаш» для установки на ракету «Зенит». Теперь, видимо, произошло затаривание, и двигатели, разработанные в 80-х годах, будут устанавливать на перспективную российскую ракету.
Для второй ступени ракеты предполагают использовать уже не советский, а российский двигатель РД-0124, созданный в воронежском КБ Химавтоматики. И это немного обнадеживает: сегодня РД-0124 — самый эффективный в мире кислородно-керосиновый двигатель. Его используют в ракетах-носителях семейства «Союз». Модификация РД-0124А совсем недавно начала устанавливаться на новейшие ракеты семейства «Ангара».
Надо сказать, что путь развития нашей космической отрасли выписывает такие замысловатые траектории, понять смысл которых крайне непросто. «Ангара» — это чудовищный долгострой с элементами казнокрадства. Проект начал развиваться в 1995 году. Головным разработчиком был выбран ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. В создании ракет, по сути, участвовала вся отрасль — ведущие КБ: РКК «Энергия», КБ Химавтоматика, НПО «Энергомаш», КБ им. В.П.Макеева, НИИ Химмаш. В результате должны были появиться пять ракет с различной полезной нагрузкой, работающие на нетоксичном топливе и способные стартовать с российских космодромов. В 2014 году были совершены два успешных испытательных пуска ракет «Ангара-А1» и «Ангара-А5». После этого новости о пусках поступать перестали.
Наиболее запутанная ситуация со сверхтяжелой ракетой для полетов на Луну и планеты Солнечной системы. Тут наблюдается какое-то броуновское движение. На роль сверхтяжелой претендовала «Ангара-А7», существующая пока только в эскизном варианте. Она должна выводить на низкую опорную орбиту полезную нагрузку массой 35 тонн. Это, конечно, не слишком много. Но можно доставить на опорную орбиту за несколько пусков необходимую аппаратуру для монтажа на орбите лунного корабля и посадочного модуля.
Однако в 2009 году самарское КБ «Прогресс» приступило к созданию своего семейства из четырех ракет «Русь-М». Самая тяжелая ракета должна выводить на низкую опорную орбиту 50 тонн. Данное семейство, как и «Ангара», проектировалось по модульному принципу, то есть более тяжелые ракеты создавались путем добавления к более легким двигательных модулей.
КБ «Прогресс» разрабатывал «Русь-М» в более высоком темпе, чем в Москве проектировали «Ангару». В 2013 году начали вычерчиваться рабочие чертежи. Испытательные пуски предполагались на 2015 год, а начало эксплуатации — на 2018 год. И вдруг в 2013 году финансирование было прекращено с формулировкой Роскосмоса: в Самаре делают практически такую же ракету, как и в Центре им. Хруничева. А зачем нам две одинаковых? При этом в прекращении проекта не могло быть финансовой подоплеки: если Центр им. Хруничева потратил к настоящему времени на «Ангару» почти 200 млрд. рублей, то в Самаре было израсходовано меньше 2 миллиардов.
В то же время разница у этих двух семейств довольно ощутимая. «Ангара» — это не такая уж и «чистая» ракета. В ней используются разгонные блоки, в которых в качестве топлива применяется гептил, вокруг которого постоянно бушуют экологические страсти в Казахстане. Впрочем, есть и разгонные блоки, работающие на жидком водороде.
К слову, в период реализации в Самаре проекта «Русь-М» чиновники Роскосмоса всячески его нахваливали. Во многом это определялось достоинствами топлива самарской ракеты — она работает на сжиженном природном газе (СПГ). Потому что СПГ — более эффективное топливо, чем керосин для «Ангары». Важнейший показатель эффективности ракетного двигателя — удельный импульс. Это физическая величина, определяющая отношение количества движения, то есть импульса (произведения массы на скорость) к скорости расходования топлива. Самый высокий импульс дает жидкий водород. У СПГ этот параметр находится между водородом и керосином. Поэтому в семействе «Русь-М» можно было бы создать более мощную сверхтяжелую ракету. В процессе реализации проекта специалисты КБ «Прогресс» заявляли, что 50 тонн — это не проблема, можно добиться вывода на НОО и 85 тонн.
Стремительность, с которой в Самаре проектировали ракету, объясняется тем, что в КБ накоплен громадный опыт по созданию ракет с двигателями, работающими на жидком водороде. Но двигатели на СПГ практически ничем не отличаются от водородных. Так что сверхтяжелая ракета для полетов на Луну могла быть сделана в Самаре раньше, чем в Москве, в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.
Но недавно вдруг выяснилось, что и в Москве она сделана не будет. Проект «Ангара» остановит свою ракетную линейку на «Ангаре-А5». Сверхтяжелую ракету начинает создавать РКК «Энергия» в городе Королеве. И опять-таки на базе советского неликвида. При строительстве ракеты будут использованы самые мощные за всю историю космонавтики двигатели РД-170, которые должны были применяться в загубленном проекте «Энергия» — «Буран». А это означает, по сути, воссоздание легендарной ракеты «Энергия», которая совершила единственный полет в ноябре 1988 года.
Ракета была уникальной, способной поднимать на НОО 100 тонн полезной нагрузки. Была запланирована модификация «Вулкан» с вдвое большей грузоподъемностью. При этом двигатели были рассчитаны на 10 полетов, что предполагало создание многоразовой ракеты. Именно такую сделал Илон Маск. Однако переформатирование страны в 1991 году перечеркнуло эти планы.
Глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев утверждает, что на создание ракеты будет потрачено минимальное время, в пределах пятилетки. Потому что будет максимально использован задел 80-х годов. Действительно, РД-170 в наличии имеется. Точнее — РД-171, модификация двигателей первой ступени «Энергии», которая отличается не по мощности, а по схеме управления соплами. То есть это двигатель от «Зенита», о котором Солнцев говорил в связи с планами создания ракеты среднего класса. Очень похоже, что за счет этих маневров РКК «Энергия» пытается перетащить на себя значительную часть одеяла по освоению космодрома Восточный.
Однако первая ступень с готовыми двигателями — это еще не вся ракета. «Новая-старая» сверхтяжелая будет трехступенчатой — в отличие от двухступенчатой «Энергии». Потому что вторую ее ступень воссоздать невозможно. На ней был установлен воронежский водородный двигатель РД-0120, который развивал в вакууме тягу в 200 тонн силы (тс). Но двигатель давно не выпускается, и восстановить технологию его производства не представляется возможным.
Поэтому две первые ступени предполагается сделать на РД-171, а в качестве третьей позаимствовать ступень ракеты «Ангара» с выше упоминавшимся двигателем РД-0124. Да, как было сказано, он самый эффективный в мире керосиновый двигатель, но по тяге сильно уступает РД-0120, развивая в вакууме 30 тс. У трехступенчатой сверхтяжелой американской ракеты «Сатурн-5», которая могла выводить на НОО 141 тонну полезной нагрузки, две последние ступени ракеты имели водородные двигатели.
Так что «энергетикам» из подмосковного Королева придется проявить максимум конструкторской изобретательности, чтобы на одном керосине выводить на НОО 80 тонн. Именно такую грузоподъемность они намереваются получить от своей сверхтяжелой. При этом обещают пошагово модифицировать ракету, достигая показателей в 100 тонн, 120 тонн и, наконец, 160 тонн. Тем самым будет побит американский рекорд, который держится уже полвека.
Но можно ли этому верить? Вот в чем вопрос. Слова и дела руководителей нашей космической отрасли уже очень долго совпадают довольно редко.