«МиГ» все же проиграл воздушный бой - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«МиГ» все же проиграл воздушный бой - «Экономика» 12:00 Вторник 0 449
16-05-2017, 12:00

«МиГ» все же проиграл воздушный бой - «Экономика»


«МиГ» все же проиграл воздушный бой - «Экономика»

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассматривает вопрос об объединении компании «Сухой» и РСК «МиГ». Об этом сообщили СМИ, в распоряжении которых оказался документ о планах развития дивизиона на период до 2020 года, подготовленный дирекцией программ боевой авиации ОАК. На журналистскую «утку» это не похоже, поскольку слухи о слиянии двух структур ходят уже давно.

В документе предлагается ликвидировать как отдельную самостоятельную структуру АО «РСК «МиГ» и объединить под «крышей» единой структуры АО «Компания «Сухой»» подразделения обеих фирм. Причем техническое и конструкторское сопровождение самолетов многочисленного семейства марки МиГ-29 и перехватчиков МиГ-31 будет осуществлять специальная группа в составе компании «Сухой». По плану-графику объединение должно быть проведено в течение 2017−2018 годов.


Как отмечают СМИ, предложение о слиянии двух компаний базируется на реальном положении дел в военном секторе авиапромышленности. Так, выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколения не просматривается. Не потянуть пока российскому авиапрому и разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31. Потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины — истребителя МиГ-35. Последнее десятилетие корпорация «МиГ» по существу занималась только совершенствованием истребителей на базе платформы МиГ-29.

Серийное производство машин марки «МиГ» будет прекращено после выполнения предполагаемого заказа Минобороны России на партию МиГ-35 и поставки 46 истребителей МиГ-29М/М2 для ВВС Египта.

К слову, в конце апреля заместитель министра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил, что Египет начал получать истребители МиГ-29 по контракту с Россией. Планировалось, что первые два самолета МиГ-29 передадут Египту до конца 2016 года, однако первый предназначенный для ВВС этой страны самолет типа МиГ-29М2 (бортовой номер 811) в пустынной окраске был замечен на территории Летно-исследовательского института имени М.И. Громова в Жуковском в конце марта 2017 года.

Как решение о слиянии двух конкурирующих между собой структур с богатой историей скажется на военном авиапроме?

- Если нет конкуренции, то хорошо быть не может, — уверен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Как известно, именно в авиационной промышленности Иосиф Сталин искусственно создал конкуренцию. Поскольку понимал, что даже при тогдашнем абсолютном огосударствлении экономики и монополии в некоторых случаях конкуренция между КБ абсолютно необходима. Но когда у нас была создана ОАК, то сразу стало ясно, что «Сухой» в итоге просто-напросто «сожрет» «МиГ». Это и произошло. Я допускаю, что корпорация «МиГ» в дальнейшем могла реально обанкротиться.

«СП»: — Ситуация с обслуживанием МиГ-29 после слияния более-менее понятна, однако судьба самолета МиГ-35 абсолютно не ясна.

— Что собой представляет МиГ-35 и зачем он вообще нужен — вопрос. Ведь копирование американской схемы тяжелого и легкого истребителя — наследие СССР. При этом в ВВС США F-16 был больше ударным самолетом, у нас же и тяжелые, и легкие были истребителями. В итоге выиграл и стал монополистом «Сухой», вернее — семейство Су-27. Эти тяжелые самолеты хотя и дороже, но зато у них больше возможностей во всех сферах применения. Поэтому здесь уже возникает другой вопрос: какой должна быть вообще концепция отечественной истребительной авиации? Если она инерционная, то никакой МиГ-29 и МиГ-35 российским ВВС не нужны. Тогда действительно «МиГ» лучше либо «умереть», либо пытаться отыскать экспортные заказы.

«СП»: — В СМИ не раз проходили сообщения, что легкий МиГ-35 будет не намного дешевле Су-30.

— В том и дело, что легкий и дешевый истребитель, скорее всего, был бы востребован и для себя, и для экспорта. Но «тридцать пятый» с учетом заявленных опций и характеристик по определению будет очень дорогим, при этом возможностей у него будет гораздо меньше, чем у Су-27 и его многочисленных наследников. В общем, в каком-то смысле «МиГ» объективно «умирает», но это в любом случае плохо.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что решение об объединении «МиГ» и «Сухого» под вывеской последнего назрело уже давно.

— Для российского бюджета два отдельных КБ, которые входят в единую корпорацию, — наверное, роскошь. Конечно, это обеспечивает конкуренцию и поиск новых решений, но есть объективные причины, которые говорят в пользу преобразований. Скажем, если после объединения РСК «МиГ» и «Сухого», в рамках единого КБ, условно говоря, будут созданы два отдела, за счет чего сохранится наследие «мигарей», но будут упразднены какие-то управленческие структуры, то такая реформа даст позитивный результат.

На мой взгляд, объективно у РСК «МиГ» как самостоятельной структуры шансов на выживание и развитие очень мало. Конечно, надо отдать должное Рособоронэкспорту и политическому руководству страны, что удалось получить египетский контракт на поставку «двадцать девятых» — один из самых больших в постсоветской истории. За исключением разве что поставки корабельных версий Индии, но она была осуществлена по двум контрактам. Однако после того, как египетский контракт будет выполнен, каких-то новых крупных заказов для «мигарей» не просматривается, причем как для внутреннего заказчика, так и зарубежного.

Если мы проанализируем историю постсоветского военного авиапрома, то придем к выводу, что «невидимая рука» рынка вооружений все уже расставила на свои места. Количество проданных новых истребителей МиГ и Су несопоставимо между собой. На те же Су-30 была продана российская лицензия, также существуют разные модификации самолета для конкретного заказчика. У РСК «МиГ» был удачный контракт только с Индией — на поставку корабельных МиГ-29К/Куб в интересах ВМС, и с Египтом.

Показательны и действия Минобороны России: когда появились деньги и была возможность выбора самолета, ведомство все-таки выбрало для закупок Су-30 и Су-35. Исключение — МиГ-29СМТ, которые делались для ВВС Алжира, но они в итоге были поставлены в российские ВВС. Во многом эта закупка была вынужденной мерой, поскольку алжирцы отказались от покупки. Что же касается МиГ-35, то история с этим самолетом тянется с момента принятия Государственной программы вооружений до 2020 года. В общем, еще раз повторю, Минобороны, очевидно, не готово закупать что-то у РСК «МиГ»: пока в приоритете ПАК ФА и Су-30 с Су-35.

«СП»: — РСК «МиГ» в ее нынешнем состоянии действительно не в состоянии справиться с задачей создания новых самолетов?

— Сделать абсолютно новый самолет МиГ-41 — дело сложное, если, конечно, здесь речь не идет о просто модернизации «тридцать первого». Идеи по разработке нового истребителя-перехватчика, о которых периодически пишут СМИ, лично мне кажутся фантастикой. Для разработки нового самолета, а тем более его выпуска, нужны большие деньги, а МиГ-31 на самом деле еще довольно долго можно использовать. И уж если и делать новый истребитель-перехватчик, то на базе ПАК ФА, чтобы сделать его более-менее универсальным комплексом.

Так что, решение о слиянии во многом оправдано. Что касается опасений по поводу отсутствия конкуренции и монополизации, то они объяснимы, но такова реальность. Повторю, два независимых КБ мы вряд ли в состоянии себе позволить, а частников просто нет.


«СП»: — В этом документе вроде бы говорится о том, что работы над МиГ-35 будут продолжены в интересах внутреннего заказчика. Какова вероятность, что этот самолет в очередной раз «не забуксует» из-за слияния?

— Если честно, то до сих пор непонятно — в чем новизна этого истребителя. Изделий с этим лейблом уже не одно и не два. Тасование одной и той же «колоды» — то будет заказан, то нет, как мне кажется, утомила уже и специалистов, причастных к созданию самолета. По большому счету, Миг-35 — это некий маркетинговый бренд измененной версии модернизированного экспортного «двадцать девятого». Но, как я уже сказал, военные не очень спешат закупать МиГ-29 в любой его версии. Его держат либо как страховку, либо делают ставку на корабельный вариант, поскольку очевидно, что корабельных Су-33 больше не будет.

В общем, реформы логичны: заниматься перевооружением частей ВКС на МиГ-29 смысла никакого нет, да и с учетом российских просторов лучше закупать тяжелые Су. Тем более что по цене МиГ-35 не намного дешевле тех же Су-30 — массовых самолетов, которые делают, что называется, уже с закрытыми глазами.


Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассматривает вопрос об объединении компании «Сухой» и РСК «МиГ». Об этом сообщили СМИ, в распоряжении которых оказался документ о планах развития дивизиона на период до 2020 года, подготовленный дирекцией программ боевой авиации ОАК. На журналистскую «утку» это не похоже, поскольку слухи о слиянии двух структур ходят уже давно. В документе предлагается ликвидировать как отдельную самостоятельную структуру АО «РСК «МиГ» и объединить под «крышей» единой структуры АО «Компания «Сухой»» подразделения обеих фирм. Причем техническое и конструкторское сопровождение самолетов многочисленного семейства марки МиГ-29 и перехватчиков МиГ-31 будет осуществлять специальная группа в составе компании «Сухой». По плану-графику объединение должно быть проведено в течение 2017−2018 годов. Как отмечают СМИ, предложение о слиянии двух компаний базируется на реальном положении дел в военном секторе авиапромышленности. Так, выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколения не просматривается. Не потянуть пока российскому авиапрому и разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31. Потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины — истребителя МиГ-35. Последнее десятилетие корпорация «МиГ» по существу занималась только совершенствованием истребителей на базе платформы МиГ-29. Серийное производство машин марки «МиГ» будет прекращено после выполнения предполагаемого заказа Минобороны России на партию МиГ-35 и поставки 46 истребителей МиГ-29М/М2 для ВВС Египта. К слову, в конце апреля заместитель министра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил, что Египет начал получать истребители МиГ-29 по контракту с Россией. Планировалось, что первые два самолета МиГ-29 передадут Египту до конца 2016 года, однако первый предназначенный для ВВС этой страны самолет типа МиГ-29М2 (бортовой номер 811) в пустынной окраске был замечен на территории Летно-исследовательского института имени М.И. Громова в Жуковском в конце марта 2017 года. Как решение о слиянии двух конкурирующих между собой структур с богатой историей скажется на военном авиапроме? - Если нет конкуренции, то хорошо быть не может, — уверен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Как известно, именно в авиационной промышленности Иосиф Сталин искусственно создал конкуренцию. Поскольку понимал, что даже при тогдашнем абсолютном огосударствлении экономики и монополии в некоторых случаях конкуренция между КБ абсолютно необходима. Но когда у нас была создана ОАК, то сразу стало ясно, что «Сухой» в итоге просто-напросто «сожрет» «МиГ». Это и произошло. Я допускаю, что корпорация «МиГ» в дальнейшем могла реально обанкротиться. «СП»: — Ситуация с обслуживанием МиГ-29 после слияния более-менее понятна, однако судьба самолета МиГ-35 абсолютно не ясна. — Что собой представляет МиГ-35 и зачем он вообще нужен — вопрос. Ведь копирование американской схемы тяжелого и легкого истребителя — наследие СССР. При этом в ВВС США F-16 был больше ударным самолетом, у нас же и тяжелые, и легкие были истребителями. В итоге выиграл и стал монополистом «Сухой», вернее — семейство Су-27. Эти тяжелые самолеты хотя и дороже, но зато у них больше возможностей во всех сферах применения. Поэтому здесь уже возникает другой вопрос: какой должна быть вообще концепция отечественной истребительной авиации? Если она инерционная, то никакой МиГ-29 и МиГ-35 российским ВВС не нужны. Тогда действительно «МиГ» лучше либо «умереть», либо пытаться отыскать экспортные заказы. «СП»: — В СМИ не раз проходили сообщения, что легкий МиГ-35 будет не намного дешевле Су-30. — В том и дело, что легкий и дешевый истребитель, скорее всего, был бы востребован и для себя, и для экспорта. Но «тридцать пятый» с учетом заявленных опций и характеристик по определению будет очень дорогим, при этом возможностей у него будет гораздо меньше, чем у Су-27 и его многочисленных наследников. В общем, в каком-то смысле «МиГ» объективно «умирает», но это в любом случае плохо. Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что решение об объединении «МиГ» и «Сухого» под вывеской последнего назрело уже давно. — Для российского бюджета два отдельных КБ, которые входят в единую корпорацию, — наверное, роскошь. Конечно, это обеспечивает конкуренцию и поиск новых решений, но есть объективные причины, которые говорят в пользу преобразований. Скажем, если после объединения РСК «МиГ» и «Сухого», в рамках единого КБ, условно говоря, будут созданы два отдела, за счет чего сохранится наследие «мигарей», но будут упразднены какие-то управленческие структуры, то такая реформа даст позитивный результат. На мой взгляд, объективно у РСК «МиГ» как самостоятельной структуры шансов на выживание и развитие очень мало. Конечно, надо отдать должное Рособоронэкспорту и политическому руководству страны, что удалось получить египетский контракт на поставку «двадцать девятых» — один из самых больших в постсоветской истории. За исключением разве что поставки корабельных версий Индии, но она была осуществлена по двум контрактам. Однако после того, как египетский контракт будет выполнен, каких-то новых крупных заказов для «мигарей» не просматривается, причем как для внутреннего заказчика, так и зарубежного. Если мы проанализируем историю постсоветского военного авиапрома, то придем к выводу, что «невидимая рука» рынка вооружений все уже расставила на свои места. Количество проданных новых истребителей МиГ и Су несопоставимо между собой. На те же Су-30 была продана российская лицензия, также существуют разные модификации самолета для конкретного заказчика. У РСК «МиГ» был удачный контракт только с Индией — на поставку корабельных МиГ-29К/Куб в интересах ВМС, и с Египтом. Показательны и действия Минобороны России: когда появились деньги и была возможность выбора самолета, ведомство все-таки выбрало для закупок Су-30 и Су-35. Исключение — МиГ-29СМТ, которые делались для ВВС Алжира, но они в итоге были поставлены в российские ВВС. Во многом эта закупка была вынужденной мерой, поскольку алжирцы отказались от покупки. Что же касается МиГ-35, то история с этим самолетом тянется с момента принятия Государственной программы вооружений до 2020 года. В общем, еще раз повторю, Минобороны, очевидно, не готово закупать что-то у РСК «МиГ»: пока в приоритете ПАК ФА и Су-30 с Су-35. «СП»: — РСК «МиГ» в ее нынешнем состоянии действительно не в состоянии справиться с задачей создания новых самолетов? — Сделать абсолютно новый самолет МиГ-41 — дело сложное, если, конечно, здесь речь не идет о просто модернизации «тридцать первого». Идеи по разработке нового истребителя-перехватчика, о которых периодически пишут СМИ, лично мне кажутся фантастикой. Для разработки нового самолета, а тем более его выпуска, нужны большие деньги, а МиГ-31 на самом деле еще довольно долго можно использовать. И уж если и делать новый истребитель-перехватчик, то на базе ПАК ФА, чтобы сделать его более-менее универсальным комплексом. Так что, решение о слиянии во многом оправдано. Что касается опасений по поводу отсутствия конкуренции и монополизации, то они объяснимы, но такова реальность. Повторю, два независимых КБ мы вряд ли в состоянии себе позволить, а частников просто нет. «СП»: — В этом документе вроде бы говорится о том, что работы над МиГ-35 будут продолжены в интересах внутреннего заказчика. Какова вероятность, что этот самолет в очередной раз «не забуксует» из-за слияния? — Если честно, то до сих пор непонятно — в чем новизна этого истребителя. Изделий с этим лейблом уже не одно и не два. Тасование одной и той же «колоды» — то будет заказан, то нет, как мне кажется, утомила уже и специалистов, причастных к созданию самолета. По большому счету, Миг-35 — это некий маркетинговый бренд измененной версии модернизированного экспортного «двадцать девятого». Но, как я уже сказал, военные не очень спешат закупать МиГ-29 в любой его версии. Его держат либо как страховку, либо делают ставку на корабельный вариант, поскольку очевидно, что корабельных Су-33 больше не будет. В общем, реформы логичны: заниматься перевооружением частей ВКС на МиГ-29 смысла никакого нет, да и с учетом российских просторов лучше закупать тяжелые Су. Тем более что по цене МиГ-35 не намного дешевле тех же Су-30 — массовых самолетов, которые делают, что называется, уже с закрытыми глазами.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 923 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl