Вместо борьбы с фальсификатом — новая кормушка для чиновников - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Вместо борьбы с фальсификатом — новая кормушка для чиновников - «Экономика» 13:00 Четверг 0 400
27-07-2017, 13:00

Вместо борьбы с фальсификатом — новая кормушка для чиновников - «Экономика»


Вместо борьбы с фальсификатом — новая кормушка для чиновников - «Экономика»

Материал комментируют:

Дмитрий Еделев

Для производителей фальсификата в России установили крайне жесткую ответственность — штрафы до 1 млн рублей. Причем рублем ответят и продавцы, которые вовремя не среагировали на появление на их прилавках небезопасной продукции. Впрочем, эксперты сомневаются, что такая норма будет работать эффективно.

Не доложил — лишился бизнеса

На минувшей неделе вступили в силу подписанные президентом Владимиром Путиным поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Они предусматривают введение огромных штрафов для производителей, поставщиков и продавцов некачественной продукции (которая не удовлетворяет Техрагламентам Евразийского союза).

Ответственность будут нести как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели: в случае однократного нарушения, соответственно, 30 и 10 тысяч рублей. Если же в ходе проверки нарушители попадутся повторно, то размер штрафа вырастет многократно: предприниматель заплатит до 150 тысяч рублей, а юрлицо — до 1 миллиона.

Также Роспотребнадзор будет вправе приостановить деятельность такого предприятия на срок до 90 суток. Поправки в КоАП предусматривают и новый вид наказания — конфискацию предметов административного правонарушения (в случае с магазином это торговое оборудование, а на заводе — производственные линии): они обращаются в казну государства.


Законопроект был разработан в Роспотребнадзоре, руководитель которого Анна Попова лично представляла его в обеих палатах парламента — сначала в Государственной Думе, а затем в Совете Федерации. Она рассказала, что количество фальсификата на прилавках в России неуклонно растет.

Только в 2015 году Роспотребнадзор выявил более 75 тысяч нарушений требований Технических регламентов (55 тысяч касались требований к продукции, а 20 тысяч — требований к процессам производства и обращения). Это в полтора раза больше, чем было в 2014 году и в 3,5 раза больше, чем было в 2013 году. Причем каждое десятое предписание, выданное Роспотребнадзором, не исполняется.

Пятнадцать лет без ответственности

Сенатор Александр Башкин (Астраханская область), представляя законопроект в Совете Федерации, очень красноречиво рассказывал, как будет работать новая норма. По его словам, и поставщики, и продавцы отныне получают целый список обязательств. Во-первых, они должны регулярно проверять информацию о том, что на рынке появилась небезопасная продукция.

Во-вторых, сообщать об этом надзорные государственные органы (в первую очередь, конечно, Роспотребнадзор).

В-третьих, разработать и соблюдать «Программы по устранению и минимизации вреда», причиненного небезопасной продукцией.

И, наконец, в-четвертых, немедленно отзывать небезопасную продукцию из продажи. Если бизнесмен что-либо из этого длинного списка обязательств не сделал, то он и будет считаться нарушителем. И заплатит штраф. А то и лишится бизнеса.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова на думском заседании красноречиво докладывала, что речь не идет об усилении ответственности — оказывается, она вводится вновь. Федеральный закон 2002 года «О техническом регулировании» обязывал производителей отзывать некачественную продукцию, сообщая об этом в Роспотребнадзор… но никакой административной ответственности для нарушителей не было.

У сенаторов нет вопросов

Законопроект был внесен в Госдуму еще в прошлом ноябре — восемь месяцев назад. Такое, скажем так, не очень быстрое рассмотрение документа Роспотребнадзора связано с тем, что он вызвал неоднозначную реакцию. Хотя, к слову, безоговорочно поддержали его парламенты пяти регионов: Кабардино-Балкария, Алтай, Красноярский край, Вологодская и Астраханская области.

Депутат-единоросс Валерий Гартунг, обсуждая документ, напомнил: сегодня значительная доля продукции в Россию попадает по каналам, которые невозможно отследить надзорным органам. Скажем, когда с территории соседних стран частные лица перегоняют транспортные средства якобы для личных нужд.

«Возьмем, например, автопоезд, который возит на полуприцепе цистерну: ходовую часть проверяют, а саму цистерну — нет, а в цистерне могут быть и химикаты, и все что угодно», — говорит Гартунг.

Либерал-демократ Олег Нилов считает, что штрафы для нарушителей должны быть не «плоскими», а зависеть от объема произведенной и реализованной продукции. А значит, и от степени общественной опасности административного правонарушения. И вправду ведь, есть разница: продал ты один бракованный утюг или тысячу.

Впрочем, парламентская дискуссия о сути законопроекта Роспотребнадзора была вялой. В Госдуме «против» законопроекта проголосовал лишь один депутат (либерел-демократ Александр Курдюмов), а в Совете Федерации — «за» все были единогласно.

Причем даже у сенаторов к законопроекту никаких вопросов не возникло. Не заинтересовало их, каким образом, например, владелец небольшого ларька обязан проверять, соответствуют ли плавленный сырок или рыбные консервы Техрегламентам.

«Коррупционная кормушка»

Скепсис в отношении законодательной инициативы Роспотребнадзора в беседе со «Свободной прессой» выразил доктор медицинских наук, профессор, ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) Дмитрий Еделев:

— Я знаю документ, который был основанием для данной законодательной инициативы. В соответствии с этим документом, ставились три задачи. Первая, — это создание единой государственной информационной среды; второе — вовлечение в государственный надзор общественных организации и отдельных граждан, и только на последнем месте стояло ужесточение наказания. К сожалению, чиновники упустив первые две задачи, сразу перешли к решению третьей, ими наиболее любимой, ужесточить наказание, без создания механизма эффективного контроля.


«СП»: — Роспотребнадзор объяснил это тем, что ситуация на потребительском рынке аховая, фальсификат и контрафакт наводняет страну все больше. Поэтому, мол, нужны жесткие меры.

— Прежде чем наказывать, нужно выявить, сделав это открыто и публично и с участием неравнодушных граждан. Скажем, созданная Единая государственная информационная среда качества позволила бы нам с вами, стоя у прилавка в магазине, понять, что у нас в руках: фальсификат или продукт, изготовленный добросовестным производителем.

Но этой среды нет, ее не создают!

И в таких условиях трудность контроля качества продукции, о котором говорит Роспотребнадзор, при высоких штрафах, просто создаст новый коррупционный механизм вымогательства денег недобросовестными чиновниками.

На мой взгляд, необходимо было исполнять поручение президента России и создавать систему защиты граждан от недобросовестных производителей, а не кормушку недобросовестным чиновникам.


Материал комментируют: Дмитрий Еделев Для производителей фальсификата в России установили крайне жесткую ответственность — штрафы до 1 млн рублей. Причем рублем ответят и продавцы, которые вовремя не среагировали на появление на их прилавках небезопасной продукции. Впрочем, эксперты сомневаются, что такая норма будет работать эффективно. Не доложил — лишился бизнеса На минувшей неделе вступили в силу подписанные президентом Владимиром Путиным поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Они предусматривают введение огромных штрафов для производителей, поставщиков и продавцов некачественной продукции (которая не удовлетворяет Техрагламентам Евразийского союза). Ответственность будут нести как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели: в случае однократного нарушения, соответственно, 30 и 10 тысяч рублей. Если же в ходе проверки нарушители попадутся повторно, то размер штрафа вырастет многократно: предприниматель заплатит до 150 тысяч рублей, а юрлицо — до 1 миллиона. Также Роспотребнадзор будет вправе приостановить деятельность такого предприятия на срок до 90 суток. Поправки в КоАП предусматривают и новый вид наказания — конфискацию предметов административного правонарушения (в случае с магазином это торговое оборудование, а на заводе — производственные линии): они обращаются в казну государства. Законопроект был разработан в Роспотребнадзоре, руководитель которого Анна Попова лично представляла его в обеих палатах парламента — сначала в Государственной Думе, а затем в Совете Федерации. Она рассказала, что количество фальсификата на прилавках в России неуклонно растет. Только в 2015 году Роспотребнадзор выявил более 75 тысяч нарушений требований Технических регламентов (55 тысяч касались требований к продукции, а 20 тысяч — требований к процессам производства и обращения). Это в полтора раза больше, чем было в 2014 году и в 3,5 раза больше, чем было в 2013 году. Причем каждое десятое предписание, выданное Роспотребнадзором, не исполняется. Пятнадцать лет без ответственности Сенатор Александр Башкин (Астраханская область), представляя законопроект в Совете Федерации, очень красноречиво рассказывал, как будет работать новая норма. По его словам, и поставщики, и продавцы отныне получают целый список обязательств. Во-первых, они должны регулярно проверять информацию о том, что на рынке появилась небезопасная продукция. Во-вторых, сообщать об этом надзорные государственные органы (в первую очередь, конечно, Роспотребнадзор). В-третьих, разработать и соблюдать «Программы по устранению и минимизации вреда», причиненного небезопасной продукцией. И, наконец, в-четвертых, немедленно отзывать небезопасную продукцию из продажи. Если бизнесмен что-либо из этого длинного списка обязательств не сделал, то он и будет считаться нарушителем. И заплатит штраф. А то и лишится бизнеса. Глава Роспотребнадзора Анна Попова на думском заседании красноречиво докладывала, что речь не идет об усилении ответственности — оказывается, она вводится вновь. Федеральный закон 2002 года «О техническом регулировании» обязывал производителей отзывать некачественную продукцию, сообщая об этом в Роспотребнадзор… но никакой административной ответственности для нарушителей не было. У сенаторов нет вопросов Законопроект был внесен в Госдуму еще в прошлом ноябре — восемь месяцев назад. Такое, скажем так, не очень быстрое рассмотрение документа Роспотребнадзора связано с тем, что он вызвал неоднозначную реакцию. Хотя, к слову, безоговорочно поддержали его парламенты пяти регионов: Кабардино-Балкария, Алтай, Красноярский край, Вологодская и Астраханская области. Депутат-единоросс Валерий Гартунг, обсуждая документ, напомнил: сегодня значительная доля продукции в Россию попадает по каналам, которые невозможно отследить надзорным органам. Скажем, когда с территории соседних стран частные лица перегоняют транспортные средства якобы для личных нужд. «Возьмем, например, автопоезд, который возит на полуприцепе цистерну: ходовую часть проверяют, а саму цистерну — нет, а в цистерне могут быть и химикаты, и все что угодно», — говорит Гартунг. Либерал-демократ Олег Нилов считает, что штрафы для нарушителей должны быть не «плоскими», а зависеть от объема произведенной и реализованной продукции. А значит, и от степени общественной опасности административного правонарушения. И вправду ведь, есть разница: продал ты один бракованный утюг или тысячу. Впрочем, парламентская дискуссия о сути законопроекта Роспотребнадзора была вялой. В Госдуме «против» законопроекта проголосовал лишь один депутат (либерел-демократ Александр Курдюмов), а в Совете Федерации — «за» все были единогласно. Причем даже у сенаторов к законопроекту никаких вопросов не возникло. Не заинтересовало их, каким образом, например, владелец небольшого ларька обязан проверять, соответствуют ли плавленный сырок или рыбные консервы Техрегламентам. «Коррупционная кормушка» Скепсис в отношении законодательной инициативы Роспотребнадзора в беседе со «Свободной прессой» выразил доктор медицинских наук, профессор, ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) Дмитрий Еделев: — Я знаю документ, который был основанием для данной законодательной инициативы. В соответствии с этим документом, ставились три задачи. Первая, — это создание единой государственной информационной среды; второе — вовлечение в государственный надзор общественных организации и отдельных граждан, и только на последнем месте стояло ужесточение наказания. К сожалению, чиновники упустив первые две задачи, сразу перешли к решению третьей, ими наиболее любимой, ужесточить наказание, без создания механизма эффективного контроля. «СП»: — Роспотребнадзор объяснил это тем, что ситуация на потребительском рынке аховая, фальсификат и контрафакт наводняет страну все больше. Поэтому, мол, нужны жесткие меры. — Прежде чем наказывать, нужно выявить, сделав это открыто и публично и с участием неравнодушных граждан. Скажем, созданная Единая государственная информационная среда качества позволила бы нам с вами, стоя у прилавка в магазине, понять, что у нас в руках: фальсификат или продукт, изготовленный добросовестным производителем. Но этой среды нет, ее не создают! И в таких условиях трудность контроля качества продукции, о котором говорит Роспотребнадзор, при высоких штрафах, просто создаст новый коррупционный механизм вымогательства денег недобросовестными чиновниками. На мой взгляд, необходимо было исполнять поручение президента России и создавать систему защиты граждан от недобросовестных производителей, а не кормушку недобросовестным чиновникам.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl