Глава министерства энергетики Украины Игорь Насалик предупредил о возможных проблемах с транспортировкой газа через территорию «незалежной». Причина, по словам министра, в позиции НАК «Нафтогаз Украины», которая решила резко сократить инвестиции в газотранспортную систему.
Логика «Нафтогаза» понятна: после 2019 года истекает действующий контракт на транзит российского газа. Если к тому времени будут достроены газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток», объем газа, который прокачивается через территорию Украины, резко сократится — с нынешних 80 с лишним миллиардов кубометров в год до максимум 15 миллиардов. Именно такую цифру называл в апреле 2017 года глава «Газпрома» Алексей Миллер.
В условиях падения транзита и, соответственно, доходов от него (а это около двух миллиардов долларов ежегодно), поддерживать ГТС в полностью рабочем состоянии будет сложно, да и нецелесообразно. Эксперты неоднократно говорили, что лучшим выходом для Киева будет консервация части мощностей и переформатирование системы внутреннего газопотребления.
Однако министр энергетики «незалежной» не согласен с такой политически несознательной позицией «Нафтогаза».
«Я считаю бестолковой политику НАК „Нафтогаз“ относительно транспортной системы. Они ее для себя, скажем, уже зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. С такой позицией „Нафтогаза Украины“ мы можем дойти до того, что „Укртрансгаз“ может быть технически не готов к прокачке газа», — заявил Насалик.
Он добавил, что после принятия Вашингтоном закона о расширении санкций, которые коснутся и российских трубопроводных проектов, все внимание будет сосредоточено именно на украинской газотранспортной системе. И если к тому моменту она окажется не готова к транзиту энергоресурсов, это обернется «катастрофой».
Между тем, проблема изношенности украинской ГТС настолько серьезна, что может не решиться даже в случае, если приунывший «Нафтогаз» заставят резко увеличить финансирование проекта. Как подсчитали эксперты, на полную модернизацию системы нужно до десяти миллиардов долларов, а таких денег у Киева нет.
Сложившееся положение дел всерьез обеспокоило Европу.7 августа представитель Минэнерго РФ рассказал в интервью РИА «Новости», что в октябре пройдут консультации России и Еврокомиссии (ЕК) по вопросу транзита через Украину.
«Минэнерго России из года в год говорит об изношенности украинской ГТС, недостаточных инвестициях в ее модернизацию и рисках транзита. С вице-президентом ЕК по энергосоюзу Марошем Шевчовичем мы регулярно обсуждаем эту ситуацию. Очередные консультации планировались в конце августа, но, к сожалению, европейская сторона предложила их перенести на октябрь», — сказал собеседник агентства.
Надежды Игоря Насалика на то, что американские санкции помешают строительству «Северного потока-2», пока весьма призрачны. В начале августа Еврокомиссия и немецкий суд отменили наложенный по иску Польши запрет на использование «Газпромом» дополнительных мощностей газопровода OPAL, по которому «голубое топливо» поступает в Германию. В итоге прокачка газа через территорию Украины уже начала снижаться. Правда, в общих масштабах — не так существенно. В год потеря может составить до 15 млрд. кубометров газа, но она, вероятно, будет компенсирована наращиванием Россией экспорта газа в Европу.
Тем не менее, позиция европейцев говорит о том, что в вопросе собственной энергетической безопасности они склонны руководствоваться своими интересами, а не американскими или польскими.
Кстати, поляки, громче всех в Евросоюзе протестовавшие против «Северного потока-2» и сами, возможно, будут вынуждены его использовать. Дело в том, что импорт американского сжиженного газа в Польшу, о котором так много говорили, оказывается, пока что совсем не выгоден. Во всяком случае, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский 6 августа заявил, что импорт газа из США начнется только тогда, когда цена на него будет снижена до «конкурентоспособного уровня».
«Мы еще не решили импортировать газ из США. Пару месяцев назад к нам поступил один или два танкера со сжиженным газом из США, это был пилотный проект, чтобы удостовериться в технической возможности импорта газа из Соединенных Штатов. Это был успешный проект, однако сейчас мы просто ожидаем условий и контракта, будущего контракта», — заявил министр.
По его словам, сейчас американцы предлагают газ намного дороже, чем другие поставщики, то есть — Катар и Россия. «Однако если они предложат контракт, который сможет составить конкуренцию импорту газа из Катара или других регионов, мы можем рассмотреть его», — заявил Ващиковский.
С учетом себестоимости добычи газа в США, сжижения, доставки и восстановления предложить конкурентную цену американцам будет крайне сложно, так что кому-то придется работать в убыток — американским компаниям или польским властям. Или же последние вынуждены будут забыть о своих проектах по усилению «энергетической независимости» от Москвы и смириться с «Северным потоком-2» и российским газом.
Возвращаясь к Украине, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что тамошнее Минэнерго, мягко говоря, поздно спохватилось и вспомнило о модернизации своей ГТС, так как на нынешнем этапе проблем с транзитом не избежать в любом случае.
— Для начала, хочется сказать украинскому Министерству энергетики: «С добрым утром!». Последний раз о масштабном ремонте и модернизации ГТС на Украине вспоминали в 2011 году. А знаете почему? Потому что тогда же было запущена первая нитка «Северного потока».
До этого на Украине рассказывали самоуспокоительные сказки о том, что без их трубы — никуда. Что европейцам это не надо, что никто ничего не построит и менять ничего не нужно. Но неожиданно обнаружилось, что и европейцы вкладывают деньги в эту «ненужную» трубу, и построить ее удалось.
Кстати, обходные газопроводы и было решено строить именно потому, что Украина оказалась недоговороспособной, в то время как ее ГТС безнадежно старела, несмотря на огромный запас прочности. Всем было понятно, что рано или поздно начнутся аварии, и потребители не смогут получать газ.
Еще в середине 2000-х годов шли переговоры о том, чтобы создать газотранспортный консорциум с участием России и Европы, который занялся бы модернизацией ГТС и заодно контролировал бы транзит газа. Но Киев уперся, отказался от всех предложений, сочтя трубу своим «национальным достоянием». Ничего не оставалось делать, кроме как начать строить транспортные артерии в обход ее территории. Ведь деньги-то на развитие ГТС у Украины не появились.
Тогда в 2011 году эксперты оценили модернизацию в семь миллиардов долларов. Эту сумму нужно было потратить не одновременно, а вкладывая примерно по миллиарду долларов в год.
С тех пор прошло шесть лет. Для сравнения: белорусы продали свою ГТС «Газпрому», тот благополучно провел ее модернизацию и через нее стали по максимуму прокачивать газ. На Украине же ничего подобного сделано не было.
«СП»: — То есть эти средства в ГТС не вкладывались? За счет чего система продолжает работать?
— За эти годы украинская экономика продолжила деиндустриализацию, и внутренняя потребность в энергоносителях радикально снизилась. Кроме того, к счастью и несчастью для них, прокачка газа через территорию Украины сократилась. К несчастью потому, что падают транзитные доходы. А к счастью, потому что чем меньше прокачка газа по ГТС, тем меньше изнашиваются трубы. И меньше шансов, что где-то что-то рванет.
Кроме того, нельзя сказать, что деньги в ГТС украинцы не вкладывали вообще. Ежегодно они тратили на поддержание системы в нормальном состоянии максимум 20% от требуемой суммы. За это время ГТС стала еще более изношенной. Требуемые затраты в силу естественного старения оборудования выросли. Теперь Украине нужно как минимуму потратить 10 миллиардов долларов, а то и все 15 миллиардов на то, чтобы ГТС чисто технически могла обеспечивать транзит российского газа в Европу.
Но никакой модернизации в последние годы Киев не проводит. Более того, Украина не так давно демонстративно отказалась от замены газоперекачивающих агрегатов. Мол, если «Газпром» хочет сократить транзит через ее территорию, они не будут ничего улучшать.
Но в то же время, «Нафтогазу» нужно показывать свою прибыльность. Они на это дело положили множество усилий. Например, подняли в несколько раз цены на газ для населения, снизив потери на внутреннем рынке. Они продолжают получать от «Газпрома» около двух миллиардов долларов за транзит. Но если будут заниматься ремонтом и модернизацией, на это придется тратить деньги. А они не хотят этого делать.
«СП»: — Почему «Нафтогазу» так нужно показать свою прибыльность?
— Дело в том, что они еще с 2014 года пытаются продать долю в 49% в компании-операторе газотранспортной системы Украины. Которую Киев готов создать и пустить во владение этой частью какую-нибудь западную компанию. Именно западную. Россия им, конечно, в качестве партнера не подойдет. Они ведь понимают, что к 2019 году история с транзитом закончится, после чего начнется еще более быстрая деградация трубы. Вот они и вытягивают всеми силами показатели в плюс, чтобы показать, как у них все хорошо и какой это интересный и прибыльный актив. Вот только западные компании пока что не дают вовлечь себя в эту историю и переложить на себя все эти проблемы.
Ну, а тот факт, что Министерство энергетики Украины только сейчас обратило внимание на проблему и неожиданно задумалось о том, что если не вкладывать в нее денег, то труба, простите, вылетит в трубу… Что ж, это говорит о «высоком» профессионализме Минэнерго Украины.
«СП»: — Вся эта ситуация с деградацией ГТС и возможными проблемами с транзитом может повлиять на позицию Европы по строительству «Северного потока-2»?
— Безусловно. Украинская ГТС однозначно стареет и приходит в негодное состояние. Проще и дешевле построить обходные пути, чем модернизировать ее. Поезд ушел. Модернизировать систему нужно было в середине 2000-х годов.
Затраты на строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока» просто ниже, чем затраты на модернизацию украинской ГТС. Причем это будет новая современная труба, созданная с учетом новейших технологий и с большим запасом прочности.
Кроме того, у обходных путей есть еще оно преимущество. Когда украинская ГТС строилась, центр газодобычи находился в Надым-Пур-Тазовском регионе. Теперь же он смещается северней, в сторону Ямала. Новый газопроводный путь, который включает в себя «Северный поток» и будет включать «Северный поток-2», оказывается для европейского потребителя короче на 1,5−2 тысяч километров, чем украинский маршрут.
Поэтому-то европейские компании и вкладывают деньги в «Северный поток-2», несмотря на все крики западных политиков и танцы с бубном вокруг этого проекта.
Дураков в крупном европейском бизнесе нет. Все понимают, что пройдет еще немного времени, и украинская труба начнет взрываться. Если посмотреть на динамику небольших аварий украинской ГТС, это уже происходит. Европейцы не хотят просто сидеть и ждать, когда произойдет обещанная Насаликом катастрофа.