Материал комментируют:
Алексей Панин
Валентин Катасонов
Инвестиции саудовского принца Аль-Валида бин Талала теоретически могли бы помочь банку «Югра» восстановить работу и вернуть лицензию. Об этом заявил руководитель Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян.
— Но здесь нужно посмотреть объем претензий к банку и объем возможных желаний со стороны инвестора, — сказал Тосунян. Он добавил, что если есть претензии только по финансовым аспектам и капиталу, но имеется инвестор, который может закрыть эти проблемы, то ЦБ может и согласиться.
Напомним, что Банк России отозвал лицензию у «Югры» 28 июля. С 10 июля ЦБ ввел трехмесячный мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка и возложил на АСВ (Агентство по страхованию вкладов) функции временной администрации по управлению «Югрой» сроком на полгода. В Банке России сообщили, что «Югра» размещала привлеченные средства населения в активы неудовлетворительного качества. У регулятора вызвали вопросы клиенты банка в нефтяной отрасли и юрлица, занимающиеся недвижимостью. Активы именно в этих отраслях и составляли основу небанковского бизнеса основного владельца «Югры» Алексея Хотина. В свою очередь, Генеральная прокуратура впервые в истории опротестовала решения ЦБ, заявив, что введение временной администрации и выплата причитающихся вкладчикам «Югры» компенсаций нанесет серьезный ущерб бюджету. Тем не менее, Банк России объявил «нереалистичным» предложенный Хотиным план спасения «Югры».
12 августа пресс-служба совладельца банка Алексея Хотина сообщила, что саудовский принц Аль-Валид бин Талал готов изучить участие в капитале банка «Югра», если банк возобновит работу. Встреча бизнесмена Хотина и принца Аль-Валида, на которой они обсудили эту возможность, а также расширение сотрудничества по другим направлениям, состоялась 12 августа в отеле Four Seasons Moscow.
Принц Аль-Валид — племянник короля Саудовской Аравии. Его состояние оценивается более чем в $ 17 млрд. Как отмечают СМИ, он начал инвестиции в банковскую сферу в 1980-е годы с приобретения United Saudi Commercial Bank (USCB), который после слияния с Saudi Cairo Bank и Saudi American Bank стал одним из крупнейших банков региона. В 1990—1991 годах принц в несколько приемов вложил в Citicorp около $ 1 млрд, став крупнейшим частным акционером банковской корпорации. Он также инвестировал в AOL, Apple, MCI, Motorola, Fox Broadcasting и другие компании, работающие в сфере телекоммуникаций и медиа-бизнеса. В 2011 году он выкупил у держателей акций Twitter бумаги общей стоимостью около $ 300 млн. Как рассказывал сам принц в интервью турецкой газете Hurriyet, в свое время он дважды спасал от банкротства кандидата в президенты США Дональда Трампа — в 1991 и 1995 годах: купил яхту Трампа в Анталии (Турция), когда тот находился под угрозой банкротства, а позже выкупил его отели, когда банки наложили на них арест, требуя выплаты долгов.
Теперь саудовский принц рассматривает возможность спасения банка «Югра». Эта новость, как и история с лишением лицензии «Югры», уже успела обрасти различными версиями, связанными в том числе с давно гулявшими в СМИ слухами по поводу бизнеса Хотина. А именно — якобы о тесных связях бизнесмена с белорусским президентом Александром Лукашенко, который таким образом вроде как ведет свой бизнес в России. Некоторые СМИ даже написали о том, что именно из-за требований ЦБ раскрыть реального владельца и произвести допэмиссию у «Югры» начались все проблемы. Понятно, что у озвученной некоторыми экспертами версии — «саудовский принц спасет „личный кошелек“ белорусского президента» — нет никаких официальных подтверждений. Однако на рынках недвижимости и нефти давно ходят разговоры о могущественных покровителях Хотиных.
Отец и сын — Юрий и Алексей Хотины — родом из Белоруссии, где Юрий был директором косметической фабрики «Белкосмекс». В последние годы всеми активами управляет младший Хотин. Бизнесмены считаются одними из самых закрытых игроков, а в их компаниях «чувствуется армейская дисциплина и привычка к секретности».
Как писали «Коммерсантъ» и Forbes, другие СМИ, семья Хотиных в хороших отношениях с экс-министром внутренних дел Белоруссии Владимиром Наумовым, который познакомил их с бывшим руководителем российского МВД и экс-спикером Госдумы Борисом Грызловым. В совет директоров их компании ОАО «МТЗ «Рубин» вошел бывший глава администрации президента Белоруссии Урал Латыпов, которого белорусские СМИ включают в ближний круг президента Александра Лукашенко.
Слухи о связях семьи Лукашенко с «Югрой» и другими активами Хотиных ни разу не подтверждались. Фактически они базируются на том, что бизнесмены — выходцы из Минска и имеют рабочие контакты с белорусской элитой, отмечает директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин.
— Напомню, что долгое время подобные слухи ходили и в отношении нынешнего ключевого акционера «Уралкалия» Дмитрия Мазепина, который, кстати, также, как и Алексей Хотин, — выпускник Минского суворовского училища. Но если внимательно присмотреться к бизнесу Мазепина, то понимаешь, что он сделал удачную карьеру без каких-либо связей с Лукашенко.
Собственно, спекуляции на тему связей белорусского президента с Хотиными пошли от журналистов, работающих на различных экономических форумах, по мнению которых предприниматели не производили впечатления людей, глубоко погруженных в свой собственный бизнес. Поэтому в СМИ начали строить догадки — кто за ними стоит? Лукашенко или кто-то из российской политической элиты? В общем, эта версия, наверное, имеет право на существование, но вряд ли об этом кто-либо официально прямо скажет. В то же время для самих бизнесменов подобная «репутация» — плюс. Не исключено, что она сознательно поддерживается в пиар-целях.
По мнению профессора МГИМО, главы Российского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентина Катасонова, неопределенная и противоречивая ситуация вокруг банка «Югры» множит самые различные версии, в том числе конспирологические.
— Ситуация вокруг «Югры» достаточно туманная, и складывается впечатление, что банк из тридцатки крупнейших кто-то «мочит» по заказу, причем в большой спешке. Кроме того, по информации СМИ, исчез заместитель председателя Центробанка Василий Поздышев, который был вызван в прокуратуру как раз по проблеме «Югры».
Примечательно молчание руководства страны, несмотря на то, что представитель Генпрокуратуры прямо заявил, что основания для назначения временной администрации по управлению банком отсутствуют, он «является финансово устойчивой кредитной организацией, обладает необходимым запасом ликвидности и имеет достаточное количество средств для осуществления деятельности». В целом, официальные и полуофициальные заявления по поводу ситуации наводят на определенные размышления. А раз так, то конспирологические версии будут множиться вне зависимости от того, имеют ли они под собой фактическую основу или нет.