Несмотря на успешный внешнеполитический курс, поддерживаемый большинством россиян, внутренняя политика российского государства по-прежнему защищает интересы меньшинства. В основном богатых. Изменения в этом вопросе, если и возможны, то после президентских выборов.
Накануне усилиями депутатов от «Единой России» были по факту отклонены три варианта законопроекта о введении в стране прогрессивной шкалы налогообложения, подготовленные КПРФ, «Справедливой Россией» и ЛДПР. Отличаясь в деталях, все они основывались на стремлении ввести в налоговую практику государства принцип справедливости.
Вариант КПРФ предусматривал оставить 13-процентную ставку для доходов не выше 400 тысяч рублей в месяц. Очевидно, что под эту категорию подпадает абсолютное большинство россиян. Миллионеры — те, кто в месяц зарабатывает до 1 млн. рублей, заплатили бы бюджету 30% от доходов. Счастливчики, получающие еще больше, отдавали бы в общий котел половину.
«Давайте откроем Forbes, — возмутился депутат от КПРФ Николай Арефьев. — Состояние наших миллиардеров уже ровняется золотовалютному резерву — 460 миллиардов долларов. Может быть, хватит? Сколько имеет накоплений страна, столько имеет 200 человек олигархов. Разве это правильно? Разве не надо у них „ополовинить“ эти доходы в пользу государства?»
Предложение «Справедливой России» было более мягким, лояльным к высокооплачиваемым категориям граждан. Ныне действующая 13-процентная ставка сохранялась для доходов не более 24 млн. рублей в год, а чтобы отдавать половину доходов, гражданину пришлось бы ежегодно зарабатывать свыше 200 млн. рублей.
Законопроект ЛДПР дополнял подход первых двух партий. Предлагалось вообще освободить от подоходного налога тех, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей в месяц. В свою очередь, нувориши со 100-миллионными и более заработками отдавали бы фиксированную сумму — почти 30 млн. рублей и 70% от суммы превышающей 100 млн. рублей.
Таким образом, предложенные законы содержали все мыслимые варианты прогрессивной налоговой шкалы, которые в случае прохождения первого чтения можно было бы скомпилировать с целью выйти на устраивающий большую часть общества вариант. Однако из-за позиции «Единой России» ни один из них не смог набрать должного числа голосов.
Причем, статистика голосования, возможно, приоткрывает действительное отношение единороссов к проблеме. Они в принципе отказались нажимать кнопки. Ни «за», ни «против», ни «воздержался». В думской терминологии это называют «не голосовал». В итоге законодательная инициатива не прошла необходимый регламент для принятия решения. Причиной такого поведения может быть нежелание правящей партии портить себе репутацию своей антинародной позицией.
Именно «антинародной», ведь даже в предкризисном 2013 году изменение плоской шкалы налогообложения на прогрессивную поддерживали, по данным ФОМ, 54% населения, а против этого выступали лишь 24% россиян. С тех пор неравенство в стране лишь увеличилось. В том числе по причине самоустранения государства от регулирующих функций.
Тем не менее, в «Единой России» продолжают придумывать отговорки. Огромный текст с оправданиями за подписью председателя комитета ГД по бюджету Андрея Макарова, размещен на сайте правящей партии. В оппозиции, тем временем посмеиваются. «Вот увидите, в 2018 году вновь избранный президент сам предложит прогрессивный налог!» — цитируют СМИ депутатов.
— Вообще не жать кнопки по неудобным для себя законопроектам — излюбленная тактика депутатов, — пояснил «СП» журналист, бывший парламентский корреспондент Сергей Ежов. — Причем не только у единороссов, но и, порой, у других фракций. Это очень удобно: всегда можно сказать, что против той и или иной инициативы не выступал.
В случае с обладающей большинством «Единой России» это ведет еще и к техническому срыву кворума. То есть парламентарии и сидят зале, но их вроде как и нет. Получается, даже если по документу все голоса «за», он все равно не считается принятым. Таким образом, кстати, и нивелируются усилия по повышению явки на пленарные заседания.
Основные цели фракция большинства преследует две. Во-первых, не испортить себе политическую «карму» отклонением популярных у электората предложений. Что как бы намекает нам, какое действительно место в шкале ценностей занимает у партии общественное мнение.
Во-вторых, иметь возможность одобрить закон, когда его внесут не коммунисты или эсеры, а, к примеру, президент. Чтобы потом не было формальных оснований для обвинений в двуличии.
«СП»: — Идея более справедливого перераспределения доходов в обществе популярна в народе. Противодействие «Единой России» выглядит на этом фоне удивительно…
— Кстати, в поддержку прогрессивной шкалы опасаются однозначно выступать и некоторые непарламентские силы. Тот же Алексей Навальный под предлогом якобы сложности администрирования нового налогового подхода. Могу предположить, что боится растерять поддержку в предпринимательской среде.
А вот «Яблоко» ограничивается идеей необлагаемого НДФЛ минимума дохода. На мой взгляд, такая полумера может даже выйти боком.
«СП»: — Поясните…
— С одной стороны, это облегчит положение беднейших слоев. С другой стороны, загонит региональные бюджеты в ещё больший дефицит, так как они примерно на сорок процентов пополняются за счёт подоходного налога. Хотя если провести реформу по уплате НДФЛ по месту регистрации, может и сработать: находящиеся на заработках в столице провинциалы будут таким образом пополнять казну не богатой Москвы, а своей малой родины.
Отметим, что идея прогрессивного налогообложения уже настольно востребована в российском обществе, что об этом говорят даже в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), известном в народе как «профсоюз олигархов». По мнению члена комитета по корпоративной социальной ответственности РСПП Елены Тополевой-Салдуновой, прогрессивная шкала — это требование времени.
— Я считаю, что давно пора об этом задуматься и вернуться к этому. Может быть, в какой-то момент, когда была задача вывести доходы из тени, одна налоговая ставка для всех и была оправдана. Тогда, в 2001 году, и сделали плоскую шкалу, чтобы все платили налоги. Но сейчас пора уже вводить прогрессивную шкалу, поскольку ситуация сильно изменилась.
В свою очередь член комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Пантелеев напомнил, что в отличие от закона о прогрессивной шкале, закон о льготах олигархам, попавшим под санкции, «Единая Россия» провела почти мгновенно.
— В истории с налогообложением главное — не конкретные цифры, а принципиальный подход. У всех трех думских оппозиционных партий он одинаковый — нужно вводить прогрессивную шкалу. И все ссылки на то, что олигархи «уйдут в тень» и т. п. несостоятельны.
У нас что, такое слабое государство, слабая фискальная система? Извините, но сейчас все компьютеризировано, все доступно в электронном виде. Я не услышал от представителей «Единой России» ни одного аргумента, который бы фактически подтверждал их слова о невозможности введения прогрессивной шкалы.
Не зря же был среди депутатов разговор. Мол, будет команда сверху — за неделю все сделают.
«СП»: — Это оппозиционные депутаты бросили единороссам?
— Да. Сейчас до девяноста процентов населения этого ждут. И какая-то кучка людей, имеющих высокие заработки, не сильно пострадает. Ну, получал он миллион в месяц, будет получать 950 тысяч. Ему что, на хлеб не хватит? В то же время это поддержит через бюджет наиболее бедные слои населения.
А то у нас все жалуются на небольшой бюджет и с этим все соглашаются. Потом делят крохи, не думая толком о способах наполнения. А когда мы предлагаем законы для пополнения бюджета, правящая партия сразу замолкает.
«СП»: — С таким количеством депутатов и контролем над комитетами «Единая Россия» может быстро принять любой закон…
— Да, закон о возмещении из бюджета ущерба от санкций для олигархов они приняли очень быстро. Сколько у нас в стране таких людей? Сто, двести, триста, максимум, тысяча. А на другой стороне миллионы и миллионы. Хотя внутренне, думаю, некоторые депутаты из правящей фракции с нами согласны. Но пока отмашки не будет, они не решатся что-то изменить.
«СП»: — Они же даже не «воздержались», а просто не голосовали…
— Есть такое. Главное, «прокатить» закон. А каким именно способом — не так уж и важно. А, кроме того, так всегда можно иметь «отмазку» в глазах избирателя. Сказать, что не голосовал. Но факт неприятия закона налицо.
А вот выборы пройдут, и такой закон, весьма вероятно, внесут. Но внесет правительство. И они с таким же жаром будут говорить, насколько этот закон правильный и своевременный.
«Вилка» шкалы подоходного налога в разных странах мира
Австралия 17−47%, Австрия 36,5−50%, Аргентина 9−35%, Бельгия 25−50%, Бразилия 15−27,5%, Великобритания 0−50%, Германия 14−45%, Дания 38−59%, Израиль 10−47%, Индия 10−30%, Ирландия 20−41%, Испания 24−43%, Италия 23−43%, Канада 15−29%, Кипр 20−30%, Китай 5−45%, Мальта 15−35%, Нидерланды 0−52%, Новая Зеландия 0−39%, Норвегия 28−51.3%, Португалия 0−42%, Словения 16%-41%, США 10−35%, Таиланд 5−37%, Тайвань 6−40%, Турция 15−35%, Филиппины 5−32%, Финляндия 8,5−31.5%, Швеция 0−56%, ЮАР 24−43%, Япония 5−40%.